Барьеры
Рынок для крупных
Раздел: Барьеры
16.07.2011

Рынок для крупных

Новые правила работы на рынке оптовой торговли алкоголем приведут к его укрупнению уже осенью этого года. Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка «Об утверждении технических условий в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару», вступивший в силу 9 января 2011 года, фактически ставит крест на мелких компаниях, занятых в этом бизнесе. Чтобы продлить лицензию на оптовую торговлю алкоголем, компания должна иметь в распоряжении складские площади, соответствующие новым жестким требованиям.
Так, оптовики обязаны хранить продукцию в изолированных помещениях площадью не менее
1 тыс. кв. м, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией и центральным отоплением. Склады должны соответствовать всем требованиям пожарной безопасности. Для каждого вида алкогольной продукции установлены определенная температура хранения и влажность. «Нужно учесть много нюансов, вплоть до того, что поставить датчики этанола — при разлитии бутылки с водкой автоматически включается вентиляция», — отмечает Павел Крутиков, представитель оптовой компании «Симпл».
Как сообщил региональный представитель виноторговой компании «Форт» в Калининграде Сергей Хмилевский, чтобы соответствовать всем нормам, владельцам компаний придется вложить в переоборудование складов от 2 до 5 млн руб. Такой объем инвестиций смогут «осилить» лишь крупные игроки. Однако велик риск, что большинство из них с первого раза лицензии не получат.
У многих игроков нет собственных складских помещений. Госдума РФ предлагала включить с 2011 года в обязательные требования для получения лицензии наличие у компаний, осуществляющих оптовый оборот алкоголя, собственных складских помещений площадью не менее 1 тыс. «квадратов». Однако Правительство РФ законопроект не поддержало, посчитав, что значительное увеличение затрат организаций может привести к доминирующему положению крупных участников оптового алкогольного рынка и росту розничных цен.
С одной стороны, это сыграло на руку оптовикам, с другой — многим из них теперь приходится вкладывать деньги в чужую собственность. Будет ли принята эта поправка в итоге — вопрос открытый. «Если государство вознамерится совсем уж «сузить» рынок, то это требование может быть
принято. Тогда будут «убиты» 50 %
из оставшихся участников этого рынка, особенно это касается Москвы», — высказывает предположения Павел Крутиков.
«Сейчас, чтобы получить лицензию на длительный срок, необходима государственная регистрация договора аренды сроком не менее чем на 5 лет. Это накладывает и на арендодателя определенные обязательства. Любой здравомыслящий бизнесмен понимает, что вложенные в оборудование складов деньги он должен успеть окупить за этот срок, чтобы до момента окончания лицензии он смог выйти «в ноль». Иногда можно договариваться с арендодателем, чтобы часть этих затрат была включена в стоимость аренды», — говорит Павел Крутиков.

Эксперты единодушны — нововведения направлены на укрупнение рынка и вытеснение мелких его участников, которые становятся не интересны государству по причине того, что их сложнее контролировать.
Не исключено, что откажутся вкладываться в получение лицензии те компании, для которых торговля алкоголем являлась побочным бизнесом, например ГК «Виктория», имевшая лицензию на этот вид деятельности.
«Вводя новые правила, государство стремится вычислить тех игроков, кто серьезно занимается этим видом деятельности, — считает Павел Крутиков. — Те, кто «играет не по правилам», должны уйти. Но ведь в заложники этой ситуации попали и добросовестные игроки, которые имели не самые плохие склады, но новым требованиям они не соответствуют, а резко модернизировать их компании не в силах».
По его словам, чтобы получить лицензию, нужно иметь в виду массу нюансов. «Документы должны быть оформлены безупречно. Одной компании отказали в получении лицензии только потому, что в одном случае название было написано в кавычках, а в другом — без них. Любая ошибка в площади склада до сотой метра — уже повод отказать, — говорит бизнесмен. — Для нашей компании этот процесс сопровождался слухами, инсинуациями, предположениями. Нам «пророчили», что мы лицензию не получим. Мы за полгода начали собирать документы, прошли все «круги ада», и я не завидую тем компаниям, которым только предстоит это пройти. Хотя тем, кто играет по правилам, бояться нечего. А тем, за кем есть «грешки», стоит побеспокоиться». 
Проще всего оказалось тем компаниям, кто еще до введения новых правил начал строить или реконструировать свои склады. Так, решение Росалкоголя застало компанию «Симпл» на этапе строительства склада площадью 1200 кв. м. Владельцам пришлось вложить дополнительно 3 млн
руб., чтобы «прицепить бантики», соответствующие новшествам алкогольного законодательства. «Для нас торговля алкоголем — не основной бизнес, мы больше специализируемся на продуктах питания», — поясняет Павел Крутиков.
Эксперты не исключают, что уход с рынка некоторых игроков приведет к коллапсу алкогольного рынка, что обернется дефицитом продукции и, как следствие, ростом розничных цен. Впрочем, Павел Крутиков полагает, что острого дефицита алкогольной продукции не возникнет, «возможно, «выпадут» некоторые позиции, которых потребитель даже не заметит».
«Алкогольный рынок — один из самых конкурентных и сильно отличается от других рынков — здесь никто никого и ничего не ждет. Если какой-то поставщик потерял лицензию, контрагенты сразу же переориентируются на существующих игроков», — говорит он.
По словам бизнесмена, рентабельность этого бизнеса держится на уровне 20 %, «но в эти 20 % входят издержки». «Бизнес трудный и зарегулированный. Все сверхдоходы делаются в нелегальном сегменте», — говорит Павел Крутиков. По его словам, число игроков в оптовом сегменте может сократиться и из-за введения новых правил на розничном рынке алкогольной продукции. «Я ожидаю уменьшения на рынке числа оптовых поставщиков только потому, что мест для реализации будет меньше», — поясняет он. Рост цен, по мнению представителя компании «Симпл», будет возможен «только по причине роста аппетитов сетей». «Сети выдаивают поставщиков по полной. Входные билеты, бонусы — все это есть, и чем дальше, тем ритейлеры действуют жестче. Все знают, что закон о торговле — это лишь формальность», — говорит Павел.
На момент подготовки материала права на оптовую продажу алкоголя продлили лишь 4 из 34 игроков этого рынка, имевших лицензию по состоянию на середину июня 2011 года. Это «Центр водно-моторного спорта» (включает «Симпл»), «Балталкоторг», «Компания ТВ» и «Миллениум». Под вопросом пока продление лицензий у «Винно-коньячного завода «Альянс-1892», ТД «Росвесталко» (аффилированного со «СПИ РВВК») и ООО «Филипп».
Больше повезло тем игрокам, кто успел продлить лицензию в 2009 году — это «Алиди-Алко», «Лудинг-Калининград», «ЛВИ-Трейдинг». (см. схему «Компании, занимающиеся производством, хранением и оптовой реализацией алкоголя по состоянию на 10.06.2011» www.bberg.ru/index.php)

июль 2011

Версия для печати
В закладки
Постоянная ссылка
Все материалы в хронологическом порядке




Добавить свой комментарий:

Чтобы добавлять свои комментарии, необходимо зарегистрироваться!
Опрос  
 
Как вы мотивируете свой персонал?

Регулярно индексирую зарплату
Нефинансовыми методами - медстраховка, фитнес, санатории и т.п.
Никак. В кризис не до мотивации
Всеми возможными способами - только бы работали


Результаты
Контроль голосов: нет

Сообщение с форума  
Цитата дня  
Анонс  
Почему продается ресторан "Росгартен"Кто заработал на госзаказах в 2010 году"Рослитстрой" снова воюет с соседом
Журнал зарегистрирован в Управлении Роскомнадзора по Калининградской области. Свидетельство ПИ №ТУ 39-00055 от 24.11.09.
Учредитель: Елена Перфильева
+7 (952) 791-95-51