Менеджмент
Здоровая бухгалтерия
Раздел: Менеджмент
11.04.2011

Здоровая бухгалтерия

Предприниматели зачастую не догадываются, что основная угроза их бизнесу — неквалифицированный бухгалтер. Как следствие — некредитоспособность, неточная либо недостоверная налоговая отчетность и огромные затраты на аудит и восстановление бухучета. Как наладить работу бухгалтерии без авралов и проблем, знает Владимир Колосов, президент группы компаний «Бранвен».

Когда собственник бизнеса осознает, что у него не все в порядке с бухгалтерией?
Как правило, если в штате компании есть бухгалтер, то о существовании каких-то проблем собственник может и не догадываться. Приведу пример. Одна уважаемая в Калининграде строительная компания выиграла крупный госзаказ. Как известно, предоплата по государственному контракту не предусмотрена, а расчет производится по факту оказания услуг. На закупку материалов, оплату работникам и прочие расходы собственнику предприятия, естественно, потребовались деньги. Он решил обратиться в банк. Договорившись о выдаче кредита с управляющим банком, владелец компании поручил подготовку документов своему бухгалтеру. Через несколько дней банковский клерк сообщает, что с кредитом ничего не выходит: «Ваш бухгалтер не может предоставить бухгалтерскую отчетность». «Что такое? Это очень грамотный специалист! У нас никогда не было проблем с отчетностью!» — восклицает руководитель. Чтобы разобраться в ситуации, он обратился в консалтинговую компанию, специалисты которой вынесли вердикт: «Необходимо восстановление бухгалтерского учета за три периода, так как бухгалтерии у вас просто нет».
К сожалению, подобные случаи в Калининграде — не редкость. И дело не в том, что на рынке работают сплошь бухгалтеры-непрофессионалы. Просто наши коммерсанты не успевают вникать в бухгалтерию, ведь основной акцент они делают на том, чтобы зарабатывать деньги. Каждый руководитель знает, что фирме необходимо вести налоговый, бухгалтерский и управленческий учет. И если налоговый учет понятен директору, то есть он знает, по какой системе налогообложения работает его фирма, видит свои затраты, знает, что должен выйти на какую-то определенную цифру, которую он должен отправить в бюджет в виде налогов, то остальные виды учета ему, как правило, не знакомы. Подотчетные средства, авансы, синтетический учет, аналитический учет и т. д. — это для руководителя «темный лес».
Безусловно, руководитель  и не должен вникать во все это, если в компании есть функциональное разграничение обязанностей: генеральный директор управляет бизнесом, финансовый директор отвечает за консолидацию бухгалтерского, налогового учета и его расшифровку, чтобы преподнести это гендиректору, бухгалтер ведет бухгалтерский учет. В зарубежных странах так и происходит. Но в нашей стране, к сожалению, зачастую бухгалтеры не обладают актуальными знаниями. Типичная картина: бухгалтер погряз в текучке, его основная задача — только обрабатывать первичную документацию. Такие бухгалтеры не выезжают ни на семинары, ни на специальные курсы, не повышают свой профессиональный уровень, а руководитель, не подозревая, что это нужно, не обеспечивает сотрудника программными продуктами, не отправляет людей на семинары и т. д. Всех все устраивает. До тех пор, пока не возникнет проблема и бухгалтерию не приходится поднимать на поверхность. Сейчас все банки при выдаче кредита смотрят на бухгалтерский учет компании-заемщика: требуют налоговую отчетность, сальдо-оборотную  ведомость, какие-то конкретные расшифровки по счетам бухгалтерского учета.
Что делать тем предпринимателям, кто обнаружил у себя в компании такие серьезные проблемы?
Если руководитель не может показать отчетность, потому что она просто не велась, то приходится ее восстанавливать. Как правило, бухгалтер этого сделать не может, потому что это огромный объем работы, который должны выполнять несколько компетентных специалистов. Естественно, такая работа стоит дорого. К сожалению, зачастую предприниматели этого не понимают. Они привыкли платить своему бухгалтеру зарплату в размере 10-15 тысяч рублей, не подозревая, что тот ведет лишь первичный бухучет, и удивляются, почему восстановление бухгалтерии обходится им так дорого. Клиент часто говорит: «А давайте сделаем так: все, что было «до вас», — бог с ним. Вы начнете с чистого листа». Но это невозможно. Чтобы вести бухучет, мы должны знать остатки по счетам бухгалтерского учета. Если их нет, то учет, который мы будем вести, будет также недостоверен. Один собственник компании принял решение восстановить отчетность за три периода и спрашивает: «Сколько стоит восстановить один год?» Схема проста: мы берем среднюю зарплату бухгалтера, не привязываясь к объемам работы, умножаем на 12 месяцев и на поправочный коэффициент 1,4, который необходим, поскольку учет нужно восстанавливать в короткие сроки. При этом мы говорим, что будем нести ответственность только за тот период, который восстановили, и пропишем, что те остатки, на которые мы опираемся, верные. Он говорит: «Так они неверные. Какой смысл мне платить, если меня могут привлечь к ответственности за те два периода?» Тогда это стоит в 3 раза больше. У клиента паника: «Как? За что? Совершенно неподъемная цифра!»
А часто ли «Бранвену» приходится восстанавливать бухгалтерский учет своих клиентов?
Самое печальное, что нам практически все время приходится его восстанавливать. Редкий случай, когда к нам приходит полностью «здоровый» клиент. Как правило, такой клиент уже подошел к пониманию того, что аутсорсинг бухгалтерии — это эффективно и гарантированно. Таким людям интересна бухгалтерия не как отдельный функциональный элемент, им интересен принцип «одного окна». Грамотный подход, когда одна компания ведет его бухгалтерию, осуществляет юридическое  и аудиторское сопровождение  деятельности.
К сожалению, клиентов с таким уровнем понимания не много. Бизнесмены с легкостью отдают на аутсорсинг клининговые услуги, экспедиторские услуги, но передать бухгалтерию сторонним специалистам пока готовы далеко не все. В Европе этот рынок более цивилизованный, там людям не нужно объяснять, что консалтинг требует определенного уровня компетенции. Нам же пока приходится доказывать, что консалтинговая компания — это надежный партнер, который имеет свою развитую инфраструктуру. Например, наша консалтинговая фирма по объемам уже становится крупнее многих компаний, которых мы обслуживаем. Мы развиваемся бесконечно. Консалтинговый бизнес сродни гостиничному — клиент будет к нам обращаться только тогда, когда поймет, что ему здесь комфортно, и уже никуда не захочет идти. Наша задача — создать для клиента максимально удобные условия. Клиент хочет человеческих отношений. Многие ошибочно полагают, что чем больше компания, тем ей меньше дела до маленького предприятия. Это не так. У крупной компании есть возможность предоставить более широкий перечень услуг по более привлекательной цене. Я как собственник компании реинвестирую большую часть прибыли в этот бизнес. Клиент должен понимать, что у нас не возникнет никаких накладок, не сломаются неожиданно компьютеры, не заболеет бухгалтер.
У нас есть своя служба безопасности, IТ-отдел, коммерческий отдел, по мере развития нашего консалтингового бизнеса появляются другие направления, которые служат поддержанием goodwill. Клиент должен видеть, что работа, которую он доверяет нам, делается не в пыльном офисе в подвальчике. Он должен быть уверен, что доверяет свою бухгалтерию серьезной компании, которая завтра не закроется, а информация не попадет в чужие руки, что работа выполняется на современном оборудовании с использованием современного программного обеспечения. Только такая компания может быть интересна клиенту, который хочет отдать юридическое и бухгалтерское направление на аутсорсинг. Клиент к этому идет очень долго. И даже когда он уже решился на этот шаг, происходит трудный период адаптации. Чем крупнее предприятие, тем он дольше. Ведущим специалистам необходимо наладить учет, ввести дисциплину в компании. Пока мы не выстроим эту схему, не перевоспитаем контрагентов, процесс не будет полностью отлажен. Некоторые контрагенты вообще не дают документы, им непонятно, почему мы так настойчиво требуем акты сверок. Но если приходит налоговая инспекция, то ведь мы несем ответственность за всю документацию. Поэтому мы вправе требовать все документы.
Чем бухгалтерский аутсорсинг выгоден для клиента?
Я думаю, что рано или поздно собственники бизнесов отойдут от стереотипов, от привычки переплачивать кому-то за бухгалтерскую работу и поймут, что это дорого и, главное, негарантированно. Если доверить свою бухгалтерию физлицу, то как его проверить? Аудиторскую проверку назначать? Так это тоже деньги. И как с него спросить? То есть бизнесмен заплатит сначала бухгалтеру, потом за аудит и в конечном счете будет вынужден платить за восстановление учета. Любой консультант скажет, что выгода в аутсорсинге — это минимум головной боли и максимум экономии средств. Но даже не это главное. Во-первых, клиент получает качественную услугу, во-вторых, мы несем ответственность за выполненную работу. Договор, который заключают клиентская компания и аутсорсинговая фирма, носит гражданско-правовой характер, а не трудовой. Ведь очень сложно наказать наемного бухгалтера, потому что собственник порой не знает, за что конкретно его наказывать. А бухгалтер, который владеет информацией и какими-то знаниями, всегда сможет выкрутиться из ситуации. В бизнесе масса примеров, когда бухгалтер просто исчезал, как только начинались какие-то серьезные проблемы в компании.
Возможно, каких-то предпринимателей беспокоит возможность утечки коммерческой информации. Как вы работаете с этими рисками?
Главное — выработать четкие механизмы работы. Во-первых, в компании «Бранвен» есть своя профессиональная служба безопасности. Во-вторых, у нас царит закон — не обсуждать рабочие моменты клиентов никогда и нигде.
Преимущества бухгалтерского аутсорсинга очевидны, а как обстоят дела с юридическими и аудиторскими услугами, которые нужны клиенту не каждый день?
Если говорить об аудите, то в бизнес-сообществе уже сложился стереотип, что аудит проводится, когда возникает такая необходимость. То же самое касается и юридических услуг. Никто ведь не задумывается о том, что аудит, юриспруденция и бухгалтерия неразрывно связаны. Все привыкли обращаться к профильным юристам, когда возникают проблемы, а свои юристы не справляются. На этой почве часто возникают проблемы, когда приходящие специалисты не могут договориться со специалистами компании, т. е. идет подмена ролей. И проигрыши в арбитраже возникают именно по этой причине. Юридический отдел должен быть многопрофильным. Он должен и осуществлять сделки по недвижимости, и выполнять экспертизы договоров, и вести арбитражные споры, и давать консультации в области трудового законодательства. Этого можно достичь, встав на абонентское обслуживание в аутсорсинговую компанию. Но клиент думает: зачем ему сейчас платить, если он сдельно все потом оплатит? Гораздо удобнее встать на абонентское обслуживание, чем потом «попасть» на огромную сумму. Наш клиент знает, что у него гарантированно есть юристы, к которым он может обратиться за разъяснениями вопросов в любой момент.
Где вы берете специалистов?
Я работаю, как ищейка — всегда и везде ищу таланты. Мы привыкли, что бухгалтер — это пожилая женщина больших размеров, которая кропотливо перебирает бумажки, но я сразу хочу сказать, что в аутсорсинге такие люди редко приживаются. И тому есть три причины: компетентность, скорость, коммуникабельность. Мы сами растим своих специалистов. Мы регулярно тестируем наших работников и сравниваем их показатели с показателями вновь прибывших сотрудников, и они зачастую оказываются выше. Мне приятно осознавать, что моя школа дает результаты. Двери нашей компании открыты для новых специалистов и для новых клиентов. Мы не боимся трудностей и готовы работать со всеми.
Я уверен, что рано или поздно рынок консалтинга будет развиваться по европейской модели и завоевывать все большее место в нашей экономике. К нам часто приходят иностранные инвесторы, которым необходим консалтинговый аутсорсинг. С ними работать зачастую сложнее — переговоры, как правило, длятся долго, потому что в отличие от наших людей иностранцы вникают в каждую деталь и сравнивают с тем, как это работает у них. Но, несмотря на это, их учет проще и лаконичнее. И мы многому учимся у них, наращивая собственный опыт.

апрель 2011

Версия для печати
В закладки
Постоянная ссылка
Все материалы в хронологическом порядке




Добавить свой комментарий:

Чтобы добавлять свои комментарии, необходимо зарегистрироваться!
Опрос  
 
Как вы мотивируете свой персонал?

Регулярно индексирую зарплату
Нефинансовыми методами - медстраховка, фитнес, санатории и т.п.
Никак. В кризис не до мотивации
Всеми возможными способами - только бы работали


Результаты
Контроль голосов: нет

Сообщение с форума  
Цитата дня  
Анонс  
Почему продается ресторан "Росгартен"Кто заработал на госзаказах в 2010 году"Рослитстрой" снова воюет с соседом
Журнал зарегистрирован в Управлении Роскомнадзора по Калининградской области. Свидетельство ПИ №ТУ 39-00055 от 24.11.09.
Учредитель: Елена Перфильева
+7 (952) 791-95-51