Дневники предпринимателя
Дневник предпринимателя Олег Романов
30.12.2011

Дневник предпринимателя Олег Романов

ДНЕВНИК ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Компания:
«Калининградское агентство поручений «Доверие»

Дата основания:
апрель 2011 года

Учредитель:
Олег Романов, 50 лет

Схема бизнеса:
оказание услуг по выполнению различных поручений от физических и юридических лиц

Объем инвестиций:
около 100 тысяч рублей

Цели на старте проекта:
ежемесячная выручка в размере 90-100 тысяч рублей

Уникальность проекта:

В условиях занятости любому человеку любого статуса часто невозможно, неудобно или невыгодно обращаться к родственникам, друзьям, знакомым для того, чтобы, например, забрать ребенка из школы, отвезти к бабушке, а затем в бассейн и проследить, чтобы ребенок высушил голову, и в завершение привезти родителям по указанному адресу. А что делать, если вы находитесь за городом, проспали или просто не можете по различным причинам встретить на вокзале знакомого, группу людей или передачу? В таких и в подобных им бесчисленных ситуациях мы всегда готовы вам помочь за доступную и обоснованную плату наличным или безналичным способом.

Состояние на декабрь 2011 года:
есть два десятка удаленных сотрудников, работающих на своих автомобилях и по гибкому графику. Заказы единичные, в связи с этим бизнес испытывает нехватку оборотных средств.

Планы на три месяца:
откорректировать стратегию компании в связи с нехваткой средств на развитие

Подкосил поджог
Я уволился из Вооруженных сил, где имел довольно большую зарплату — 45 тысяч рублей, и стал думать, как заработать деньги. Мой первый бизнес — это баня. Шесть лет назад я взял большой кредит на ее постройку — 300 тысяч рублей. Построил своими руками. Планировал еще построить небольшой гостевой домик, два корта стоимостью 35 тысяч рублей каждый. Уже землю завез, начал выравнивать площадку. Однако в результате поджога я лишился строения. Это меня очень сильно подкосило, потому что я рассчитывал на возврат вложенных средств. Пришлось на том же фундаменте восстанавливать баню. Собственных средств не хватило, пришлось взять еще 100 тысяч в банке. У меня условия — доступ асоциальным лицам запрещен. Все ведь знают, что в саунах в основном проститутки и бандиты. Ко мне приезжают люди, потому что знают, что там ни презервативов, ни водки, ни наркотиков. Поэтому моя баня пользовалась спросом. Кредиты сейчас я просто боюсь брать — кризис, у людей мало денег. И посещаемость бани снизилась раза в три. Я планировал выручку с бани направлять на развитие нового бизнеса — агентства поручений.
И песни писать, и врагов бомбить
Я очень большую работу проделал, когда искал сотрудников в агентство. Переговорил с несколькими десятками. Звонки, встречи. И какие люди звонят! У меня и боевые летчики есть, мы можем любой заказ выполнить: вот сейчас Кузьмич сядет штурманом, я вторым пилотом — и мы хоть врагов бомбить, хоть что сделаем. Я лично могу очень многое. Могу песню написать, я профессиональный композитор и пианист. Могу с вашим сыном заниматься на фортепьяно. Няня? Пожалуйста. Мы действительно многое можем.
Причем никакого строгого графика работы с 9 до 18 нет. Сотрудники указали, кто когда может работать. Одни могут весь день, кто-то ночью, кто-то круглые сутки, кто-то в воскресенье. Я предполагал, что кто-то будет совмещать эту работу с основной, но так не получается.
Я думал, что я смогу работать как генеральный директор, который мог бы сосредоточиться на более важных вещах, а не сам ездить и выполнять заказы. Зарплата у меня должна была быть не 10 и даже не 15 тысяч рублей. Я сразу закладывал идею, что маленьких зарплат я платить своим сотрудникам не буду. Не может человек работать 8 часов за зарплату в 10-15 тысяч рублей. Люди видели, что если загрузка в агентстве есть, то зарплата 30 тысяч их устраивала. Но заказы были единичные.
У меня был помощник, я пообещал ему директорскую зарплату в 30 тысяч, но до сих пор этого сделать не могу. Если бы он мне не помогал, то я бы не за 4 месяца открылся, а за 8. И еще я ему остался должен 10 тысяч, потому что он свои деньги вложил. Я хотел сделать сразу тот минимум, который должен быть в бизнесе. И офис в том числе. Мы там сидели несколько месяцев. Какой смысл платить по 8 тысяч в месяц аренду, если доходы никакие? Сейчас там у меня субаренда.

Полковнику никто не пишет
Я сделал сайт, логотип, визитки. Я думал, что профессиональные рекламщики сделают все без моего вмешательства. К сожалению, нет. Логотип мне пришлось полностью разрабатывать самому. Они только довели его до того состояния, как я это вижу. Подход такой: клиенту нравится, заплатил 5 тысяч — и все. А то, что это вообще не работа — это неважно. Не всегда они выполняют честно эту работу.
Я раздал визитки тысячам людей — ничего не работает. Даже Интернет не работает. Поразительно! Мне уже все говорят: «Да успокойся ты, уже почти год прошел! У нас у русских такой менталитет. У нас все полнится слухами — из рук в руки». Нет, не о газете речь — там тоже ничего не работает. Друзья, знакомые. Первое, что ты должен делать, — это раздавать всем визитки. Вот зашел в банк, платишь кредит, сидит кассирша — отдал. Все! По-другому ничего не работает. Или же действительно нужно вкладывать очень большие деньги в рекламу. Я хочу, конечно, но пока средств нет. У меня только два заказа было, которые поступили из Интернета. Но в основном заказы через знакомых.
Может быть, я не совсем по правилам сделал флаерс, слишком много текста. Тем, кто хочет почитать побольше, надо бы в Интернет обращаться. С лета Интернет вроде бы стал работать. Причем «Гугл» первый заработал, нежели «Яндекс».
Весной меня убедили два журнала в том, чтобы разместить там рекламу. Это как раз журналы, которые лежат в парикмахерских, то есть там, где женщины сидят. И даже на выставке «Экспо» это все было. Тысячи, тысячи журналов! Они везде — и в Польше, и в Калининграде, во всех офисах будут лежать! Но хотя бы один звонок! А все это лежит, я знаю, где. Мой знакомый говорил — есть склады, там лежит вся рекламная продукция. Рекламщики ведь ни за что не отвечают. Это они говорят, что отвечают, а на самом деле нет. И вот эта вся гора рекламных проспектов — ничего не доходит до клиента. Все выбрасывается и сжигается.

Против секса
Может быть, люди еще не знают, что есть такая услуга?
Я думаю, что дело в маркетинге. Вот есть такая услуга «Муж на час». В принципе, плохое название, потому что оно ассоциируется с сексом. Мне тоже сотрудники говорили: «А если меня женщина позовет прибить полку и попросит секса?» Я нормальный человек, я понимаю, что этим женщинам 40 лет и так далее. Все возможно, но я вообще-то против этого. Если мы этим будем заниматься, то нами будут заниматься бандюги. Я с ними сотрудничать не хочу. Поэтому не нужно этими вещами заниматься, хотя жизнь есть жизнь, я все понимаю.
Неделю назад мне звонили из другого города, поинтересовались, сколько будет стоить навести порядок на кладбище. Потом почему-то не перезванивали. У нас все стоит 250 рублей в час. Независимо от услуг. Торг уместен, как говорится.
Недавно девушка попросила встретить директора в аэропорту. Секретарь очень ответственная попалась, мы договорились намного дешевле. Они остались довольны. Но повторных обращений не было. Буквально три дня назад парень попросил вручить девушке цветы. Ее не было дома. Я ждал несколько часов. Мне повезло, что она жила в доме напротив моего. Я смотрю, в окнах темно. Потом часов в 9 вечера свет появился, я зашел, девушки дома не было, я отдал цветы родителям. Парня интересовала реакция.
Потом друг позвонил — ему надо было срочно доски переправить. Я сам не смог, позвонил своему родственнику — он тут же отвез эти доски. Все за полчаса. А стоит 250-300 рублей.
Свадьба была. Вот представьте — две машины. Моя машина бизнес-класса — 6 рублей с километра, и еще джип — по 8 рублей с км. Пять часов мы работали, нам заплатили всего 3 тыс. рублей. У меня был шок от этой цены. Свадьба, суббота, пробки! Но две машины, пять часов — и всего 3 с лишним тысячи рублей! Люди не понимают, что нормальный человек на зарплату хотя бы в 30 тыс. рублей в месяц должен рассчитывать.

 «Непристойное» предложение
Когда я только начал организовываться, мне позвонила женщина, предлагала вложить в этот бизнес собственные средства в размере 500 тыс. рублей. Я отказался.
Сейчас у меня на развитие вообще нет денег. Как-то решаем проблемы, людей берем на более выгодных условиях, но это не развитие, а просто существование. Мне надо 5-10 тысяч рублей ежемесячно на рекламу, чтобы прорекламироваться хотя бы в газете. У меня были мысли разместить там логотип и телефон — может, кто бы и позвонил. Я еще месяц назад подумывал нанять профессионального рекламщика, который разбирается в бизнесе, ему нужно заплатить зарплату, он это дело поставит на ноги — и все будет работать. Я хотел дать объявление, чтобы вменяемый хлопчик 25-30 лет этим занимался. Но там уже нужны не 5 тысяч.
Подумывал продать агентство, но, если честно, жаль. Столько души вложено. Я чувствую, что перспективы есть, но у меня нет финансовой возможности. Мне жена говорит: «Продавай загородный дом». А мы на что жить будем? Это то, что я никогда не продам. Загородный дом — это то, что осталось у меня помимо пенсии. Я таких проблем и не ожидал.
Но я не разочаровался в бизнесе. Я — подполковник, 30 лет проработал на государство, и, если честно, мне надоело. Наступила некоторая утомленность, и мне хотелось быть все-таки свободным человеком. В том числе и в экономическом смысле.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ


Дмитрий Шахов,
владелец компании «Ремарка»
Все это ничего
Герой проекта зашел не с того конца. В 90-х, когда бизнес только зарождался в России, можно было бросить любое зерно в землю, и оно давало всходы. Сейчас о прибылях со старта и окупаемости в первый год можно спокойно забыть. Инвестиции должны быть не один к одному к потенциальной прибыли, а хотя бы десять к одному даже в малом бизнесе. А человеку, который не имеет опыта в бизнесе, вообще не стоит рассчитывать на что-то, пока он не совершит все ошибки, какие только можно: от выбора ниши до точечных вложений в рекламу и цен, взятых с потолока.
Причина неуспеха здесь в неверно выбранной нише. Нет такого рынка в Калининградской области, как служба поручений: в Москве есть консьерж-сервисы, в Сибири есть крупная компания «Служба поручений», а в Калининграде — нет. Потребность в подобной услуге есть, а рынка, готовых покупателей — нет. Если рынка нет, его надо создавать, популяризировать не столько свой бизнес, сколько услугу в целом. Когда мы начинали делать прокат, тоже все отзывались, что это прекрасно, что всем это нужно. Но оказалось, что нужно десять раз по десять рассказать всем и каждому, чем прокат лучше приобретения навсегда, что покупать вещь ради использования двух раз в год неразумно, чтобы один из ста пришел и приобрел услугу. Точно так и здесь: товар, которым торгует герой, — это не услуга посидеть в очереди или доставить подарок. На самом деле он торгует временем. К сожалению, время — это такой товар, который в России не очень ценится, достаточно зайти на «Почту России», чтобы в этом убедиться. Надо убеждать потенциальных потребителей, что 250 рублей в час — это разумная цена за их непотраченное время. Надо доказывать это всеми силами. А это довольно затратно и по креативной составляющей, да и просто по деньгам.
С теми инвестициями, с которыми герой вышел на рынок, можно было только сайт сделать и визитки напечатать. Чтобы убеждать людей, нужен бюджет уже 100-200 тысяч рублей в месяц, и только на рекламу. Нужно постоянно проводить время на форумах. Нужно формировать лояльных постоянных клиентов. Это долго, дорого и муторно.
Другой минус в том, что рынок таких услуг — он и сейчас существует, но в разобщенном виде. Доставку делают почта и логистические службы, работу по дому, сидение с детьми — тоже есть компании. Домашний мастер — этим занимаются около десятка компаний. Есть компании по стрижке газонов и перекопке участков. Выезды, поездки — есть службы «трезвый водитель», аренда такси на сутки, наем микроавтобусов. Тот, кто занимается всем и сразу, в глазах потенциального потребителя стереотипно выглядит «всем понемногу, неспециалистом». Клиент всегда выберет того, кто только нужной ему проблемой занимается — «специалиста». Понятно, что наш герой пользуется услугами настоящих специалистов, но образ-то создан «мы можем все». А «все» — это «ничего» для рядового потребителя.
В итоге получается, что рынок сам по себе микроскопический, разбитый мелкими специальными компаниями на части и не имеющий медиа поддержки.
Пройдут годы, пока потребитель от «это здорово» массово перейдет к «лучше я заплачу вам, чем буду делать это сам». На единичных же клиентах бизнес не построить. На нашу семью до сих пор с удивлением смотрят родственники и знакомые из-за того, что у нас убирает и готовит домработница, — никто за три года не попытался повторить наш опыт, хотя дело не в деньгах.
Пытаясь начать бизнес сегодня, надо заранее оценивать потенциальные затраты на развитие и содержание бизнеса, а также потенциальную целевую аудиторию, готовую не только сочувствовать, но и покупать. Герой просто пошел на поводу у своих эмоций и получил то, что получил. В ближайшее время хороших перспектив у данной ниши, если не найдется игрок, который будет ее медийно прокачивать, я не вижу. Люди не знают, что эта услуга — служба поручений — существует, а когда узнают, не смогут найти у себя потребности ее купить.

Алексей Бояринцев,
владелец компании CursorMedia
Кататься еще можно, но как-то несолидно
После того как бразуер загрузил сайт агентства doverieklg.ru, меня посетило ощущение глубокой ностальгии по тем временам, когда за окном стоял 2001 год, компьютеры делили на «пни» и «целероны», а Yandex бесплатно раздавал места под сайты на сервисе narod.ru. По тем временам фраза «иметь сайт» уже звучала брутально, почти так же брутально, как «иметь автомобиль» в СССР, и неважно, какого качества, главное, что есть. А теперь обо всем по порядку.
В начале эпохи сайтостроения первыми признаками начинающих вебмастеров были следующие атрибуты: наличие фона в виде облаков, звездного неба или узоров «а-ля калейдоскоп»; анимированный почтовый ящик; яркие цвета голубых, фиолетовых и желтых оттенков (фон, шрифт, подложки); иконки всех стилей и размеров; падающие снежинки, дождики.
Можно попробовать еще что-то вспомнить, но главное вы поняли. Основной лейтмотив (или как сейчас говорят — «месседж») был прост — смотрите, как я умею. И неважно, что многие вещи не сочетались между соб&