Итоги 2011
Выбрать стратегию
Раздел: Итоги 2011
27.12.2011

Выбрать стратегию

ВЫБРАТЬ СТРАТЕГИЮ
Беседовала:
Марина Анисимова
Фото:
Алексей Яковлев
Региональный министр развития промышленности и предпринимательства
Дмитрий Чемакин в интервью ББ рассказал об итогах работы и перспективах в
подведомственных ему отраслях.
ББ: Чем этот год был знаменателен для региональной промышленности?

Дмитрий Чемакин: Для промышленности и предпринимательства год был достаточно активным. Во-первых, была утверждена концепция развития промышленности до 2015 года и заложен механизм ее ежегодного обновления. Это документ, который можно критиковать, но за предыдущие годы не было предложено ничего более полного, оформленного и статистически выверенного. Это документ, в котором есть описание состояния промышленности по каждой отрасли, расставлены приоритеты, определены преимущества и недостатки каждой отрасли. Кроме того, в нем есть краткосрочная программа развития отраслей промышленности. Во-вторых, в этом году разработан законопроект о промышленной политике Калининградской области, согласован с министерствами и внесен в областную думу. Закон обеспечит правовые основы реализации промышленной политики Калининградской области, закрепит права и обязанности всех органов власти и субъектов предпринимательства по участию в развитии и устойчивом росте региональной промышленности. В-третьих, в 2011-м была пересмотрена программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, в нее было внесено большое количество мероприятий на период до 2015 года, включены федеральные программы поддержки, получено федеральное финансирование. У субъектов малого и среднего бизнеса появилось больше возможностей получить поддержку. К сожалению, многие думают, что государственную субсидию не оформить без бюрократической волокиты. Это стереотип, от которого нужно избавляться реальной работой. В 2012 году мы создаем центры поддержки предпринимательства в муниципалитетах — начинаем субсидировать затраты муниципалитетов на малый и средний бизнес. Если, например, муниципальное образование видит себя в области развития сельского хозяйства и принимает какие-то меры по поддержке в этой области, мы даем дополнительное финансирование под его цели. За этот год Калининград и область активно вошли в федеральные институты развития. Регион перестал «вариться в собственном соку» и активно работает на федеральном поле. В этом году в регионе начало формироваться понятие «инвестиционный лифт» и привлекаются федеральные институты для организации этой работы. В этом году прошел экономический форум, многое сделано в инновационной сфере. На протяжении года в регионе присутствовали эксперты фонда «Сколково», фонда Бортника, венчурных компаний и других институтов развития. Три эксперта от Калининградской области вошли в экспертный совет «Сколково». Это год, когда в рамках реализации промышленной политики в регионе начали формироваться промышленные зоны. Две такие промышленные зоны были сформированы и представлены на конкурс Минкомсвязи. Наши проекты прошли, заслужили оценку и будут реализованы в следующем году с помощью финансирования из федерального центра.
ББ: В этом году у управляющей компании «Ноухаузен» возникли сложности с реализацией проекта промзоны в Гурьевске. Каково развитие этой ситуации?

Д. Ч.: Промышленные зоны должны развиваться своевременно и динамично. Времени на раскачку у региона крайне мало. Управляющая компания в установленный срок не выполнила требования, которые предусмотрены подписанным ею соглашением. Сейчас этот процесс развивается полностью в юридической плоскости. Сейчас важно проводить осмысленную промышленную политику, которая включает в себя и промзоны, и бизнес инкубаторы, и технопарки. И это не только Гурьевск. Это и Правдинск, и Советск, и Черняховск, а также коммерческие промышленные площадки. Мы готовы вкладываться в инфраструктуру энергетики, газа, дорог и тому подобное.
ББ: В ноябре прошла презентация Калининградской области в Санкт-Петербурге. Какие проекты были представлены и что заинтересовало потенциальных инвесторов?

Д. Ч.: Интерес к Калининградской области был очень большой. Не стоит ожидать, что подобные презентации в краткосрочной перспективе принесут вал инвестиций в регион. В то же время невозможно говорить о привлечении инвестиций без такого рода мероприятий. Очень важно, чтобы бизнес-сообщество и власти других регионов видели, что в Калининграде есть возможности, о которых заявляют не только профессиональные чиновники, но и калининградский бизнес. Презентация, на мой взгляд, прошла достаточно хорошо. Мы сделали целый ряд докладов, предоставили информационные материалы по развитию экономики, промышленности, туризма. Представили ряд сельскохозяйственных проектов, в ходе дискуссий и обмена мнениями дали пояснения по условиям инвестиций в Калининградскую область: начиная от вопросов, как купить землю и с кем общаться, и заканчивая пояснениями о том, какие у нас есть льготы, какие возможности, во сколько обходится подключение к энергосетям, сколько времени проходит от заявления до принятия решения. Санкт-Петербург и область очень схожи с нашим регионом по структуре развития. Он имеет выход к морю, там развивается автомобильная и телевизионная промышленность, тяжелое машиностроение. Имеются такие же проблемы с визами и с транспортным сообщением, развивается авиационный хаб, есть атомная станция. С одной стороны, хорошо, что мы говорим на одном языке, но с другой, для нас по многим направлениям это очевидный конкурент. Тем не менее мы рассматриваем возможности вместе работать на рынках, в том числе и в европейской части России. Поэтому между нами налажено хорошее взаимодействие. После презентации ряд проектов мы уже передали для анализа в профильные министерства. Подобные короткие встречи дают возможность «зацепиться» интересами. Надо понимать, какие проекты нам нужны, а какие нет. Например, есть предложения по строительству определенного объекта, но нет инвесторов. Мы либо рассматриваем потенциального инвестора, либо ищем его. Но предложения типа «давайте мы за ваш бюджетный счет в области что-то построим» — а такие тоже поступают — это не то, что мы ищем. Презентация позволила установить контакты в области автомобилестроения, судостроения, пищевой обработки, туризма, переработки янтаря. В этой выставке одновременно с другими проектами мы пригласили поучаствовать Музей янтаря, а также переработчиков и изготовителей янтарных изделий, с тем чтобы показать, как в Калининграде могут обрабатывать камень, чтобы снять иллюзию, что здесь у нас делают только «ежики и бусы», и чтобы показать реальные цены на янтарную продукцию. Потому что те цены, по которым она реализуется, скажем, в аэропортах, гостиницах города на Неве, несколько завышены и не соответствуют уровню качества и дизайна калининградских мастеров. На выставке были представлены дизайнерские работы, работы с золотом, классические экспонаты из запасников Музея янтаря, в том числе средних веков.
ББ: Какие тенденции в развитии янтарной отрасли отмечены в этом году?

Д. Ч.: Не вдаваясь в подробности решений, которые приняты и обсуждаются, отвечу, что в настоящее время мы разрабатываем проект развития янтарной отрасли. Не проходит и недели без погружения в проблемы этого сегмента промышленности. Мы хотим, чтобы в этой отрасли были созданы рабочие места, дизайнерские школы. Мы рассчитываем что экспорт янтаря, который сейчас идет с территории наших соседей Польши и Литвы, пойдет из Калининградской области в виде готовых изделий как для внутреннего потребления, так и для внешнего. Наши специалисты янтарной индустрии уже преподают в техническом училище, студенты проходят практику в мастерских. Есть совместные программы, которые реализуются в Музее янтаря. Проходят отдельные мероприятия по снятию административных барьеров, идет работа по увеличению доступности сырья, ограничению нелегальной добычи янтаря. Работа ведется и с федеральным министерством, и с министерством финансов, и с министерством экономического развития. Программа развития янтарной отрасли предполагает комплекс решений — это не только как добыть и как переработать янтарь, но и как совместить это с логикой туризма, развития поселка Янтарного, проектов на его территории, таких как «Город мастеров». Итогом разработки программы должно быть создание рабочих мест, увеличение налоговых отчислений в бюджет, улучшение имиджевой составляющей области, ведь на ее территории добывается 90 % всего добываемого в мире янтаря.
ББ: В этом году на встрече с президентом Дмитрием Медведевым губернатор Николай Цуканов поднял вопрос о будущем региона после 2016 года, когда прекращает свое действие закон об ОЭЗ, и встретил поддержку инициативы разработки проекта нового закона. Какие положения, на ваш взгляд, должны в него войти?

Д. Ч.: Одним словом — гарантии инвесторам. Гарантии по сохранению и долгосрочному планированию инвестиций, по неповышению налоговой нагрузки, свободный доступ к инфраструктуре, снижение административных барьеров, обеспечение трудовыми ресурсами, отсутствие визовых и пограничных проблем. Закон будет закреплять эти гарантии. Ведь гарантии должны быть и политические, и финансовые, и экономические, и социальные. Как это было в 1991-1993 годах, когда законом были даны направление, механизмы и гарантии, что и привело к тому, что Калининградская область находится на передовых местах по темпам промышленного роста. Тренд, который был заложен в 90-х годах, привел к очень качественным результатам. Инвесторы, которые почувствуют, что им даны такого рода долгосрочные гарантии от имени региональной власти и всего государства, придут в регион и будут работать.
ББ: В этом году бурное обсуждение вызвали поправки в областной закон о регулировании торговой деятельности. Почему документ вызвал такое недовольство предпринимателей и депутатов?

Д. Ч.: По сути дела закон — рабочий. На протяжении длительного времени попытки регулирования объектов торговли как со стороны областной, так и городской власти были темой для скандалов и вызывали серьезные протестные настроения. А сейчас, что называется, снова напомнили о «больном». Поэтому попытки привести в порядок торговую сферу воспринимаются неоднозначно — «уже видели, как это делается». Эмоционально-психологически я эту логику понимаю, но с точки зрения закона — нет. От бизнеса мы слышали: «Мы вообще в этой части власти не доверяем. Не трогайте. Нас сейчас все устраивает». Мы говорим: «Но ведь нет нормативов, нет правил, нет ответственных за те или иные процессы». — «И слава богу, нас все устраивает, — слышим мы в ответ. — Если вы начнете что-то делать, то опять все повторится. Лучше не трогать». Нельзя отказываться от цели установить прозрачные технологии и отношения, чтобы каждый работал в рамках своей компетенции. К примеру, если в компетенции муниципальной власти находится определение расстояний от объектов торговли алкоголем до детских учреждений в диапазоне от 50 до 200 метров, то это и ограничение произвола. Это и должно быть закреплено нормативно. Если этого не делать, то тогда сценарий будет очень простым: «Как договорятся». Отношения в области регулирования торговой деятельности должны быть закреплены не уровнем «как договорились», а постановлением главы города, муниципалитета, правительства региона, иначе любая смена власти — и нет договоренностей. Мы один из двух регионов в стране, кто не имеет такого документа. Тем не менее мы собрали комитет областной думы, бизнесменов, мы поговорили с депутатами и пришли к выработке совершенно здравой позиции, что такой закон нужен и все готовы его обсуждать и вносить поправки. Все эмоции прошли. От атавизмов, в том числе психологических, надо уметь избавляться.

декабрь 2011

Версия для печати
В закладки
Постоянная ссылка
Все материалы в хронологическом порядке




Добавить свой комментарий:

Чтобы добавлять свои комментарии, необходимо зарегистрироваться!
Опрос  
 
Как вы мотивируете свой персонал?

Регулярно индексирую зарплату
Нефинансовыми методами - медстраховка, фитнес, санатории и т.п.
Никак. В кризис не до мотивации
Всеми возможными способами - только бы работали


Результаты
Контроль голосов: нет

Сообщение с форума  
Цитата дня  
Анонс  
Почему продается ресторан "Росгартен"Кто заработал на госзаказах в 2010 году"Рослитстрой" снова воюет с соседом
Журнал зарегистрирован в Управлении Роскомнадзора по Калининградской области. Свидетельство ПИ №ТУ 39-00055 от 24.11.09.
Учредитель: Елена Перфильева
+7 (952) 791-95-51