Итоги 2011
Кому густо, кому пусто
Раздел: Итоги 2011
27.12.2011

Кому густо, кому пусто
Untitled Document

Кому густо, кому пусто

 

Уходящий год стал провальным для гостиничных операторов, принес много неудобств таксистам и алкогольным компаниям, обнадежил собственников коммерческой недвижимости, и внес свои коррективы в ресторанный сегмент -  ББ проанализировал тенденции уходящего года на некоторых региональных рынках.

Текст: Марина Анисимова

«Шалманы» для «рванины»

В 2011 году в городе и области стартовало около 20 ресторанных проектов. Валерий Прыжков, руководитель Ассоциации рестораторов и отельеров Калининградской области отметил, что рост числа новых заведений обусловлен тем, что в кризис бизнесмены, свернувшие многие проекты, посчитали перспективным выйти в этот сегмент. Впрочем, количество не всегда говорит о качестве. Почти все заведения – «шалманистого» толка, говорит Прыжков. При этом эксперт ничуть не удивлен: рынок отвечает потребностям потребителей, отсюда и большое количество примитивных форматов общепита. Некоторые компании с удовольствием эксплуатируют этот тренд и весьма успешно. Например, ГК «Тута» в этом году открыла три новых пивных заведения: два в Чкаловске и один в Калининграде. В ее «арсенале» уже несколько подобных ресторанов. Владелец ГК «Тута» Андрей Кропоткин еще в 2009 году обозначил идею заведений подобного типа: «Концепция очень хорошая: «Гуляй, рванина»! …песни, пляски. Кружка пива - пятьдесят рублей, две кружки пива и колбаса - двести пятьдесят рублей. Мне больше не надо! Главное – проходимость».
Владелец ГК «Конти» Игорь Крупицкий считает, что на калининградском рынке засилье пивных заведений. Это в определенной степени мешает развитию новых форматов. «Качество продукции этих ресторанов очень низкое. Они не формируют вкус потребителя, потому что главный повод – пивной, а под пиво может пойти любой продукт, и его качество не имеет значения», - прокомментировал ресторатор ситуацию на калининградском рынке одному из интернет-ресурсов.
Рестораторы отмечают, что в целом заведения общепита продолжают балансировать на грани рентабельности. В этом году ушли с рынка 7 ресторанов, среди них такие заведения, как «Дудки», «Генацвале» и ресторан «13-й» (см. графику). «Заведения существуют, но все они находятся на очень низкой рентабельности, и если доходы граждан расти не будут, развития не будет», - делает вывод Игорь Крупицкий в своем интервью newkaliningrad.ru
Копят бренды
В 2011-м автомобильный рынок Калининграда пополнился новыми дилерскими центрами. Владельцы уже существующих автоцентров активно расширяли линейку брендов. Так, Виктор Посаднев завершил строительство автосалона Toyota на Большой Окружной и получил эксклюзивные права на продажу автомобилей этой марки в Калининградской области после банкротства предыдущего представителя этого бренда «Виакар-Моторс». Кроме того, предприниматель продолжает переговоры о выкупе автоцентра, построенного Игорем Чушкиным на улице Габайдуллина и находящегося в залоге у банков.
В беседе с rugrad.eu бизнесмен рассказал, что по его подсчетам, после того как к уже имеющимся у него брендам Audi, Volkswagen и Chevrolet прибавится Toyota, контролируемая его группой компаний доля рынка должна достигнуть 35-40%. Также предприниматель отмечает, что с получением прав на продажу Toyota общий оборот группы компаний возрастет примерно на 30%.
Весной 2011 года компания «Франц Мобиль» под руководством Вадима Снигирева открыла «Ситроен Центр Калининград». По заявлению компании, здание автоцентра она арендует, и строить собственные площади не планирует. Объем инвестиций в реорганизацию помещений и экстерьера составил 7 миллионов рублей. Компания строит амбициозные планы продаж в первый год работы - 250 автомобилей.
Вадим Снигирев также руководит центром «Отто Кар», торгующим автомобилями марки Skoda. В этом году «Отто Кар» переселила свой центр из арендованного в собственное здание на Московском проспекте. Данные об инвестициях и планах продаж в компании не сообщают. По данным федеральных СМИ, контракт с чешской маркой калининградской компании достался от московской обанкротившейся дилерской сети «Инком». На конец прошлого года доля рынка Skoda в Калининграде составила 7,6%, в России - 2,6%.

Заработают на анализах

В этом году сразу две компании федерального масштаба заявили о себе на региональном рынке медицинских диагностических услуг – «Ситилаб» и «Инвитро». До этого момента основную долю рынка медицинских анализов занимали частные медцентры, лидером являлся «Медэксперт». В «Медэксперте» не скрывают, что с приходом новых игроков лишились определенной доли рынка. «Ситилаб» и «Инвитро» вышли на рынок с агрессивной рекламной кампанией. Федеральные сети делают ставку на скорость предоставления результатов диагностики и низкую стоимость. Алексей Елисеенко, директор калининградского филиала «Ситилаб» рассказал, что данная сеть представлена во всех городах России, и Калининград стал 85 регионом. Все анализы отправляются авиарейсами в московскую лабораторию, в головной офис компании. В «Ситилабе» объясняют — привозить оборудование в Калининград не рентабельно, оно окупится не ранее, чем через 15 лет.

Радость риэлтора

«В этом году рынок коммерческой недвижимости более или менее ожил. Арендаторы стали интересоваться малогабаритными площадями, появились предложения о покупке коммерческой недвижимости», - говорит Олег Перевалов, генеральный директор компании «Клипер». В этом году компания с участием предпринимателя Сергея Ривкинда ввела в эксплуатацию офисный центр на Ленинском проспекте, ГК «АВС» открыла ТЦ «Калининский» площадью 6000 кв. м. Ставк сделана на арендаторов, ведущих оптовую торговлю. В такой же концепции работает новый ТЦ «Восток-Запад», открывшийся в начале года на ул. Дачной.
«Все проекты, которые были введены в эксплуатацию в этом году, задумывались до кризиса, поэтому у собственников не было иного выбора, как продолжать строительство и открывать центры», - говорит Олег Перевалов. Он отмечает «по прежнему низкий интерес со стороны арендаторов к офисным и торговым помещениям на «задворках» города». По его словам, коммерческие помещения в жилых домах на окраинах пустуют. Значительно лучше в этом году стали чувствовать себя собственники торгово-офисных центров, расположенных ближе к центру города. Павел Федоров, руководитель «Компании проектного финасирования», отмечает, что заполняемость комплекса «Рыбная деревня» сегодня составляет 100%. «Эффективностью объекта я доволен», - говорит бизнесмен. «Поскольку большая часть торгового бизнеса сосредоточена в центре, там площади идут нарасхват», - отмечает Олег Перевалов. По его словам, у строящихся комплексов, таких как «Адмирал» и вторая очередь «Европы», есть шансы привлечь арендаторов только в случае, если будет решен вопрос с парковкой, и предложены не высокие арендные ставки. Сегодня офисные помещения сдаются от 600 руб. за кв. м. - по этой цене они уходят нарасхват, говорит Олег Перевалов.

 Дорогие долги

Оживился и рынок коллекторских услуг. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что интерес к региону в этом году проявила питерская компания «Юстекс», которая специализируется на антиколлекторских услугах. Компания оценила емкость калининградского рынка просроченной задолженности и рассчитывает, что они будут востребованы. «Юстекс» заявила, что будет помогать юрлицам и частным клиентам бороться с коллекторами. «Мы пытаемся свести к минимуму штрафы за просрочки и начисленные проценты. То есть, боремся за то, чтобы заемщикам пришлось платить как можно меньше денег», - сообщили в компании.
«Юстексу» будет, с кем «бороться». Точное количество коллекторских агентств, работающих на территории Калининградской области, не известно. Но ББ насчитал не менее десятка компаний. Впрочем, помимо них, взысканием просроченной задолженности в Калининграде начали заниматься и юридические фирмы. По словам Александра Халаева, почти во всех юрагентствах в перечне услуг указан этот вид деятельности. Однако схема работы большинства юридических фирм стандартна и малоэффективна, считает он. Сам Халаев нашел новый способ борьбы с должниками (стр.Х).
Рынком долгов заинтересовались и банки. В этом году «Альфа-Банк» заявил о создании собственного полноценного коллекторского агентства. До этого дела по взысканию просроченной задолженности банк отдавал на аутсорсинг сторонним коллекторам. Альфа-Банк станет первой кредитной организаций, решившейся на создание рыночного коллекторского агентства. До кризиса некоторые банки создавали дочерние агентства — такие структуры есть, например, у «Уралсиба», Росбанка, «Русского Стандарта», но все они создавались в основном для работы с собственными должниками и так и не стали серьезными рыночными игроками.
Похоже, новый товар – невозвращенные долги – в ближайшем будущем будет расти в цене.

Готовы продать

«С 2008 года, когда начался кризис, мы так и не восстановили ни загрузку, ни финансовые показатели», - говорит генеральный директор ОАО «Калининград» Геннадий Янович. В этом году средняя загрузка принадлежащих его компании гостиниц «Калининград», «Москва» и «Чайка» составила в среднем 50%, по отрасли — 40-45%. «Половина номерного фонда простаивает. Ее надо содержать, налоги платить, отапливать. Все, что мы можем сделать, чтобы улучшить привлекательность гостиниц — ремонтировать номерной фонд и обучать персонал», - говорит Янович. Он не скрывает, что его компания несет убытки.
Однако несмотря на то, что в 2011 году рынок гостиниц просел по объему выручки, число гостиничных операторов увеличилось — в основном, новые гостевые дома открывались на побережье. Эксперты предполагают, что предприниматели увеличивают  номерной фонд в расчете на Чемпионат Мира-2014.
При этом Геннадий Янович, например, считает, что эти надежды напрасны. «Обычно такие событийные вещи приводят к эйфории, которая потом быстро проходит. Сейчас в отелях Калининграда и области около 2,5-2,8 тысяч мест, а построят 9 тысяч – это в 4 раза больше. Чем потом их заселять будем?», - вопрошает бизнесмен. Он уверен, деньги, которые будут вложены в строительство новых гостиничных объектов, «не отобьются».
«У нас появились крупные гостиничные операторы, такие как Radisson и «Кайзерхоф». Но что-то я не заметил, что с их появлением вырос туристический поток, как нам обещали. Народ в гостиницы не едет. Может быть и едет в такие, как в Дубаи, там есть самый высокий отель в мире, или в какой-то стране открыли гостиницу, где люди спят в гробах. Но это уже для извращенцев», - сетует Янович.
Если все запланированные отели введут в эксплуатацию, их загрузка не превысит и 10%, уверен он. ОАО «Калининград», по словам Яновича, уже готовит план для «отступления». «У нас есть планы на случай массовой экспансии гостиничных операторов, есть сценарий на случай закрытия области, когда вообще люди перестанут сюда ездить. Во что мы будем превращаться – в похоронные бюро или в прачечные — это наш стратегический секрет. Но мы готовы ко всему», - говорит Янович.
Неблагоприятные прогнозы делает и Николай Власенко, купивший в этом году отель «Русь». «Я не ошибусь, если скажу, что 95% владельцев гостиниц в Калининградской области готовы их продать. Вот если придет какой-нибудь покупатель и заявит о своей готовности приобрести гостиницу - 95% владельцев продадут их с удовольствием. Почему? Это, к сожалению, пока нерентабельный бизнес. Одна из проблем, почему у нас такие высокие цены, - потому что у нас не создан рынок. А раз он нерентабельный, то любое воздействие власти: и налоговое, и административное - очень существенно на него влияет», - заявил он в интервью rugrad.eu.

Не досчитались игроков

Для финансового сектора региона 2011 год ознаменовался потерями. Так,  банковский рынок региона лишился одного игрока — в ноябре прекратил свою работу калининградский филиал «Сведбанка». Кроме того, продолжилась тенденция к смене форматов присутствия федеральных банков в регионе — филиалы сворачивались до операционных офисов. Весной по этому пути пошел «Райффайзенбанк», а осенью в операционный офис превратился филиал «Промсвязьбанка». «Преобразование филиалов в оперофисы - глобальная тенденция по оптимизации бизнес-процессов в крупных банках, в котором мы, скорее, замыкающие, чем пионеры – в последние годы каждый год в нашем регионе 1-2 филиала мигрируют в операционные офисы», - говорит Дмитрий Красюк, директор калининградского оперофиса «Промсвязьбанка».
Страховой рынок Калининградской области в этом году лишился и последнего регионального страховщика — осенью этого года прекратила свое существование «Страховая компания Комфорт-Гарант». Сначала Российский Союз Автостраховщиков приостановил деятельность компании в сегменте ОСАГО, а потом компания и вовсе закрылась, так как не смогла выполнить новые требования закона по обязательной величине уставного капитала в части универсального страхования до 120 млн рублей, в перестраховочной деятельности — до 480 млн руб. Бывший директор «Комфорт Гаранта» Олег Куклевский наотрез отказался повышать уставной капитал, объясняя это тем, что компании будет не выгодно работать. К концу года он попытался переформатировать деятельность компании в брокерскую, и даже заявил об этом клиентам, но добиться желаемого не удалось. О причинах в компании не сообщают.

Попали в ловушку

После принятия нового закона «Об организации таксомоторных перевозок», игроки рынка в один голос заявили, что он ставит крест на существовании некоторых его участников. До 2012 года все компании, работающие в этой отрасли, обязаны получить лицензии и привести свой автопарк в соответствие новым требованиям. Например, необходимо оборудовать машины световыми табло и счетчиками. По состоянию на ноябрь 2011 года за получением разрешений в министерство инфраструктуры региона обратилось порядка 50 компаний области. Однако только три из них официально заявили о получении лицензии.  «Разрешение под номером 01 получила компания «Такси Балтики» в лице генерального директора Ильи Чихладзе. Второе было вручено генеральному директору «Автосервис плюс» Александру Горностаеву. И третье выдали коммерческому директору компании «Фаворит лизинг» Андрею Кириченко», - сообщили в региональном министерстве.
С 2012 года за несоблюдения требований нового закона вводятся нешуточные штрафы. Так штраф за перевозку пассажиров