Рынки
Застоялось болото
Раздел: Рынки
16.09.2011

Застоялось болото

Судьба торфяного бизнеса в нашем регионе сегодня зависит от одного месторождения. Приход на Бородино новой компании грозит кардинально изменить расстановку сил на этом рынке: она может стать наиболее весомым игроком, а дальше возможно все — вплоть до вытеснения существующих.

Остались крайними
На первый взгляд месторождение Бородино, расположенное в Краснознаменском районе, — мелкое и незначительное: на него приходится всего 7 % разведанных запасов торфа в регионе, если считать их в тоннах. Однако торф не выкапывают из глубины, а срезают с поверхности. Поэтому для оценки месторождения корректнее использовать площадь залежей, подготовленных для добычи — очищенных от леса и прочих растений и выровненных. На Бородино это более 500 га. К тому же оно является сравнительно менее обводненным болотом, а точнее — мелиорированным. Эти факторы делают Бородино весьма интересным для торфяного бизнеса объектом.
На всех используемых месторождениях в Калининградской области в последние годы, по данным регионального Министерства инфраструктуры, добывается от 22 до 39 тысяч тонн торфа в год. Бородино может давать от 40 до 150 тысяч тонн ежегодно. Между тем оно простаивает уже несколько лет.
В скором времени в апелляционном порядке должно решиться, останутся ли права на него в руках московской компании ООО МК «Техилком», и будет ли она заниматься добычей самостоятельно или же выберет партнера из двух торфяных калининградских компаний, давая тем самым одной из них карт-бланш на скачок в развитии. В случае проигрыша «Техилкома» лицензия уйдет с аукциона. Интерес к месторождению уже проявили 4 компании: «Торфопредприятие «Нестеровское», «Балтторф», ООО «Торф Бородинское» (бывшее ООО «Агентство юридический сервис») и, по информации областного правительства, ЗАО «Энбима групп».
Логика российского законодательства о недрах такова: кто месторождение раскопал, тот его и эксплуатирует. Но в случае с группой компаний «Балтторф», правопреемницей «Бородинского торфопредприятия», «раскопавшего» краснознаменское болото, выкорчевавшего там лес и создавшего систему водоотвода, эта логика не действует. «Балтторф» не сумел вовремя (в период вступления в силу Закона РФ «О недрах») получить лицензию на добычу. И впоследствии, по словам владельца и руководителя группы компаний «Балтторф» Хасана Мунаева, на ДД,1 регулярно отказывали «Балтторфу» в выдаче лицензии под разнообразными предлогами.
Но руководство группы компаний продолжает верить в исторические права и ухаживать за «своим» болотом, очищая от растений. «Это постоянно требует затрат. Иначе начнут березы расти, а в торфе недопустимо наличие ни одного зеленого листочка, — рассказывает Хасан Мунаев. — К тому же приходится чистить отводные каналы, вести противопожарные мероприятия. Кроме того, нами велись работы по приведению в подобающее состояние торфа, добытого ранее рейдерской компанией, которая хозяйничала на нашей территории с 2005 по 2009 год. Около 80 тысяч кубов, которые она не успела вывезти, мы высушили, упаковали, выложили, но продавать или перерабатывать его мы не имеем права, равно как и добывать новый». При этом «Балтторф» владеет основными средствами для добычи, прилегающими к месторождению земельными участками площадью 145 тыс. кв. м, тремя цехами общей площадью 1985,9 кв. м, трансформаторной подстанцией, АЗС для заправки техники, работающей в поле, и 10 км дороги, построенной своими силами.
Болотный
 дуализм
Торф — полезное ископаемое, но, с другой стороны, торфяное болото — объект водный. Это стало причиной и правового дуализма. В Законе РФ «О недрах» о торфяной специфике не сказано, а особенности регулирования добычи торфа прописаны в различных подзаконных актах. Согласно письмам Минприроды добыча торфа из болот — это водопользование, и в Водном кодексе РФ сказано, что при добыче торфа болото может утрачивать режим водного объекта только в результате выработки торфа. Поэтому согласно письмам Минприроды «лицензия на водопользование дает право пользования водным объектом для добычи торфа как полезного ископаемого на весь период использования торфяных болот без оформления лицензии на недропользование». ОАО «Балтторф» имело «водяную» лицензию от Невско-Ладожского бассейнового управления, однако, по словам Хасана Мунаева, областные власти ведение добычи ему запрещали, угрожая штрафами.
Кроме того, у «Балтторфа» есть горноотводный акт по месторождению Бородино, оформленный в феврале 1998 года администрацией Краснознаменского района. Это произошло за месяц до появления «Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых», которой установлено, что горноотводный акт несет лишь идентифицирующую функцию и является приложением к лицензии. Такое положение существует сейчас. Но на момент выдачи горноотводный акт «Балтторфа», по словам Хасана Мунаева, был адекватным правоустанавливающим документом (а не довеском к лицензии), и ни действующее законодательство, ни какое-либо судебное решение его не отменяют. При этом по статье 7 Закона «О недрах» «любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен». В свете этого видится незаконной любая лицензия, которая может быть выдана кому-либо без наличия у него договорных отношений с «Балтторфом».
Однако областные власти считают этот горноотводный акт никчемной бумажкой и в отличие и от федерального уровня, и от местного никаких прав за «Балтторфом» не признают, а лицензию на добычу периодически пытаются предоставить другим компаниям.
Призрак
«Техилкома»
Так, в 2002 году лицензию на недропользование на месторождении Бородино получила московская компания ООО МК «Техилком». «Балтторф» заключил с ней договор о совместной деятельности и по факту вел работы по добыче. А в 2005 году наличие техилкомовской лицензии при отсутствии физических проявлений самого «Техилкома» спровоцировало рейдерский захват месторождения. В Калининграде была зарегистрирована компания ООО МК «Техилком» — полная тезка московского обладателя лицензии, но с другими ИНН и ОГРН. Учредителем калининградского двойника, как следует из материалов дела А21-10617/2009, заведенного позже в Калининградском арбитражном суде, при его создании являлся Юрий Шилов, бывший тогда работником НП «Юридическая компания «Параграф», а позже руководивший ООО «Экспо-торф». Сам же калининградский «Техилком» к настоящему моменту переименован в ООО «Балтик-Сити» (что указано в материалах того же дела).
«Балтторф» обвиняет псевдо-«Техилком» в нанесении ущерба своим основным средствам и самому месторождению, а областное правительство заявляет о неуплате налогов и других платежей, предусмотренных лицензией. Все это отражено в материалах нескольких гражданских и уголовных дел, которые к настоящему моменту еще не завершены. При этом налоговые уведомления по НДПИ и платежам за добытый рейдерами торф, по словам Хасана Мунаева, до сих пор приходят на «Балтторф».
К тому же претензии властей адресованы не конкретно псевдо-«Техилкому», а абстрактно «Техилкому» вообще, в связи с чем под раздачу попал московский «Техилком», настоящий обладатель лицензии. И получилось, что на основании неуплаты положенных платежей и других нарушений в период «работы» рейдерского «Техилкома» областное правительство в 2009 году отозвало лицензию на добычу, выданную «Техилкому» московскому. Последний в судах доказал, что добыча велась не им, и в настоящее время оспаривает отзыв лицензии. Однако срок процессуальной давности прошел. Арбитраж первой инстанции игнорирует, что причина этого пропуска — разбирательство в отношении другой компании с тем же названием, но другими регистрационными данными, и отказывает московскому «Техилкому». Если компания сумеет отстоять свою лицензию в следующих инстанциях, то с учетом обстоятельства, что ранее сама добычу не вела и вряд ли начнет, в дальнейшем будет решать, кому из калининградских торфяных игроков развиваться дальше.
Молчание УФАС
Дело в том, что ООО МК «Техилком» вступило в партнерство еще и с другим калининградским торфодобытчиком — ООО «Торфо». По-видимому, для целей совместной разработки месторождения Бородино они учредили совместную компанию — ООО «Бородинское». Сейчас один из владельцев «Торфо» Гарий Чмыхов утверждает, что ООО «Бородинское» подлежит ликвидации. Однако по факту оно пока существует, а срок существования и деятельности фирмы под управлением ликвидационной комиссии российским законодательством не ограничен.
По данным областного правительства, в настоящее время добычей торфа в нашем регионе занимаются 3 юрлица: ООО «Торфо», ОАО «Торфопредприятие «Нестеровское» и ЗАО «Торфпромэкспорт». По словам Хасана Мунаева, все три объединяет наличие одних и тех же совладельцев. «В девяностые годы в Калининградской области работали около десяти торфяных предприятий, в настоящее время остались мы одни», — констатирует Гарий Чмыхов. Рассказывая о своем бизнесе, он упоминает месторождения Тарасовское, Краснополянское, Задовское, Огильское в Правдинском, Нестеровском, Озерском, Полесском районах. Однако признается, что в связи с планируемой реализацией проекта по углублению переработки торфа разрабатываемые площади требуют увеличения на 40-50 %. «Кадастровая палата записала в свое время торфяники как лесной фонд, — говорит об усложняющих факторах Гарий Чмыхов. — Это влечет повышающие коэффициенты на арендную плату за землю. У нас есть лицензия на разработку 600 га, но там лес. Нам предлагают: вырежьте лес, отдайте его нам — тогда изменим кадастровое назначение земли». Это все требует затрат, тогда как на месторождении Бородино 552 га уже готовы для добычи.
Так что техилкомовская дилемма в случае восстановления лицензии будет состоять в том, позволить ли наладить работу «Балтторфу» или же дать возможность действующему торфодобытчику удвоить (утроить, учетверить и т. д.) свои обороты.
У обоих местных контрагентов есть планы по углублению переработки торфа, например по производству топливных брикетов. Кроме того, «Балтторф», по информации консультанта по инвестициям и технологиям Сергея Титова, планирует создать тепличное хозяйство по выращиванию на торфяных плодородных грунтах овощей эко-класса, востребованных в Москве и на Западе. «Торфопредприятие «Нестеровское» уже производит и реализует в регионе, на основной территории России и за рубежом грунты, «но пока что это хобби-продукт, — говорит Гарий Чмыхов. — Перспектива — снабжение грунтами растениеводческих хозяйств». Это совсем другие объемы. Планы «Балтторфа» в этой же нише также включают продажу на экспорт, о чем есть предварительные договоренности с итальянскими компаниями Menu и TERRANOVA (Сицилия) и с партнерами в Нидерландах, готовыми инвестировать средства в это направление.
В более отдаленной перспективе «Балтторф» (не имея, впрочем, никаких гарантий легитимизации своих прав на месторождение) намеревается заняться совместно с итальянской Process Ingenering производством продуктов очень глубокой переработки торфа. Это, например, фурфурол, применяющийся в медицинской и лакокрасочной промышленности, и биотопливо для двигателей внутреннего сгорания. Эти проекты, по предварительным прикидкам Сергея Титова, могут «съесть» до 150 млн евро инвестиций.
Другим путем
Еще до того, как «Техилком» подал в суд на восстановление лицензии, вышло постановление областного правительства о проведении аукциона на предоставление права пользования недрами в целях разведки и добычи торфа на месторождении Бородино. Назначен он был на 27 июня 2011 года, но не состоялся из-за неопределенности судьбы техилкомовской лицензии. Если суд вернет ее «Техилкому», а власти параллельно продадут ее другому контрагенту, возникнет очередная коллизия, которую придется расхлебывать в судах. Это не официальная, но реальная версия причины отказа в приеме заявок от всех потенциальных участников. Формально же отказы содержали ссылки на статьи Закона «О недропользовании в Калининградской области», упоминающие подачу заявки с нарушением установленных требований или непредставление сведений о технических средствах для эффективного и безопасного проведения работ. В соответствии с этими удобными статьями всегда можно отказать в приеме заявки примерно по такой логике: техника-то у вас есть, а теперь докажите, что она эффективна.
В этом же областном законе предусмотрен только один путь получения лицензии на добычу торфа — по принципу «кто больше даст». Тогда как статья 13.1 Закона РФ «О недрах» предусматривает и конкурсный способ — при нем предпочтение отдается компании, обладающей требуемыми для добычи ресурсами. Если бы областное законодательство было менее ориентировано на интересы бюджета и более — на развитие местного бизнеса, то при конкурсной основе предоставления лицензии преимущество оказалось бы на стороне «Балтторфа».
«В других регионах России — Карелии, Новгородской, Псковской областях — нет никаких препятствий и никаких аукционов, — рассказывает Хасан Мунаев. — Позиция властей там по отношению к разработчикам торфа — берите и делайте». Однако наш регион в отличие от перечисленных интересен наличием экспортного потенциала продажи торфа и продуктов его переработки. Поэтому интерес к месторождению Бородино проявляет и серьезный федеральный игрок. «Это московская компания, ведущая добычу во Владимирской области, — рассказал Гарий Чмыхов. — Там у них большой торфяник, производят топливный торф. Сюда идут с учетом экспортной составляющей. Так что, если бы аукцион состоялся, цена пошла бы вверх».
Если «Техилкому» откажут все судебные инстанции, события будут развиваться именно по такому сценарию. Московская компания в ходе аукционных торгов вполне может «задавить» наших местных, и тогда погоду на калининградском рынке торфа будет делать вообще новый для нашего региона субъект с неизвестными пока намерениями.
Но в любом случае на распутывание всех судебных дел вокруг месторождения Бородино может уйти еще год или даже не один. Если взять за основу добычу
150 тысяч тонн торфа в год и его частичную переработку, можно посчитать объемы упущенной добавленной стоимости (а это зарплаты, прибыль, налоги и в конечном итоге вклад в ВРП). Полтора десятка тысяч тонн торфяных брикетов в год — это 50-70 млн рублей. Просто добытый торф — от 500 млн рублей в год. Тепличные овощи могут дать до 30-50 млн рублей в год. В общей сложности почти две трети миллиарда добавленной стоимости ежегодно теряются в болоте, потому что когда-то давно не была оформлена одна необходимая бумага.

сентябрь 2011

Версия для печати
В закладки
Постоянная ссылка
Все материалы в хронологическом порядке




Добавить свой комментарий:

Чтобы добавлять свои комментарии, необходимо зарегистрироваться!
Опрос  
 
Как вы мотивируете свой персонал?

Регулярно индексирую зарплату
Нефинансовыми методами - медстраховка, фитнес, санатории и т.п.
Никак. В кризис не до мотивации
Всеми возможными способами - только бы работали


Результаты
Контроль голосов: нет

Сообщение с форума  
Цитата дня  
Анонс  
Почему продается ресторан "Росгартен"Кто заработал на госзаказах в 2010 году"Рослитстрой" снова воюет с соседом
Журнал зарегистрирован в Управлении Роскомнадзора по Калининградской области. Свидетельство ПИ №ТУ 39-00055 от 24.11.09.
Учредитель: Елена Перфильева
+7 (952) 791-95-51