Тренды
Кому это нано
Раздел: Тренды
13.10.2011

Кому это нано

Ничем не рискует
«В своем бизнесе я ничем не рискую. Сегодня моя компания развивается исключительно на государственные деньги», — говорит предприниматель Александр Меркулов. Он убежден, что вовремя поймал «инновационный» тренд. До недавнего времени Александр Меркулов торговал программным обеспечением, а в 2007 году устроился на работу в Калининградский технологический университет, на базе которого зарегистрировал компанию «Техноценоз». Новая фирма занялась разработкой «инновационного» продукта — ситуационного центра для муниципалитетов. На работу в компанию Меркулов пригласил преподавателей и студентов вуза. 
«Областной бюджет оказывает небольшую поддержку моей компании. Гораздо больше для инновационных предприятий делается на федеральном уровне», — говорит предприниматель, прежде всего имея в виду финансирование со стороны Фонда содействия развитию малых предприятий научно-технической сферы. В ученой среде его часто называют «Фонд Бортника» по фамилии одного из руководителей.
В 2008 году Александр Меркулов подал заявку на участие в программе «Старт» и получил около 1 млн рублей на научно-исследовательские разработки. «Фонд Бортника» занимается «посевным» финансированием — кинули по миллиону, по два, по три. Где конкретно будет результат и будет ли — никто не знает», — говорит Меркулов. Помимо «Техноценоза» бизнесмен зарегистрировал еще несколько компаний, рассчитывая на деньги Фонда по развитию инноваций в других отраслях, таких, как энергосбережение и производство продуктов питания из пищевых отходов. «Инновационным быть выгодно. В этом бизнесе невозможно прогореть. Где конкретно выскочит, меня не беспокоит, но если будет эффект, то он будет взрывоподобным!» — уверен бизнесмен.
«Так называемая бизнес-элита имеет слабое представление о науке. Она умет только продавать жилье и строить сети. Но во всем мире это уже не главное. Основная база любого бизнесмена — это знания, которыми обладают люди, ученые. И важно находиться внутри ученой среды, для этого я устроился на работу в КГТУ. Я вижу здесь большой потенциал», — объясняет Меркулов свои мотивы «внедрения» в университетскую среду. «Бизнесмены в своей массе не понимают, что могут разработать специалисты вузов, они заняты обгладыванием сырьевых ресурсов, которые когда-нибудь закончатся. Буржуа, который вырос на продаже сырья, и люди, которые на него работают, в бизнесе слабы де-факто. В постиндустриальном обществе уже говорят о собственности на знания. В настоящий момент я владею патентами на 20 объектов интеллектуальной собственности», — рассказывает бизнесмен. Так, его компания получила права на мехатронный комплекс по первичной обработке рыбы, который более 10 лет разрабатывали ученые КГТУ. Меркулов уверен, что эта установка будет востребована рынком. Сколько будет стоить патент на изобретение при его продаже, бизнесмен сказать затрудняется, а вот внедрение этого оборудования в эксплуатацию обойдется в сумму около 3 млн рублей. 
Ситуационные центры, разработанные компанией «Техноценоз», Меркулов рассчитывает тиражировать на все российские муниципалитеты, а также экспортировать продукт за рубеж. Впрочем, коллеги-ученые говорят, что подобные разработки на Западе уже не новы. Конкурировать в этих сферах с иностранными разработчиками практически бессмысленно. В России все пользуются в основном импортными автоматизированными системами. «Какова самая большая проблема муниципалитетов? Чтобы люди не пили и не прогуливали работу, а этих проблем машина не в состоянии решить», — высказывают свое мнение коллеги Меркулова.
Не нужны 
России
Олег Пономарев, владелец компании «Интегрированные системы — Запад», доктор технических наук в Балтийской госакадемии рыбопромыслового флота, дважды принимал участие в конкурсах, организованных Фондом содействия развитию малых предприятий научно-технической сферы, и получил грантовую поддержку в общей сумме в 1,3 млн рублей. По «настоянию» руководства отдела инноваций БГА Олег Пономарев зарегистрировал компанию «Интегрированные системы — Запад» и выступил на конкурсе с проектом «Многофункциональные зеркальные антенны и дифракционные антенные решетки для радиолокаторов определения местоположения объектов сантиметрового и миллиметрового диапазонов». «Первый раз я получил грант на научное исследование. Во втором этапе на деньги фонда я должен был выдать в соответствии с бизнес-планом экспериментальный образец антенны. Не важно, будет ли он конкурентным, кустарного производства или высокотехнологичным. Но это должно быть изделие, которое можно будет в дальнейшем производить в промышленных объемах», — рассказывает Олег. Участвовать в третьем этапе конкурса можно было только при условии наличия инвестора, готового вложиться в серийное производство данной продукции. Но Олег не стал выходить на очередной этап конкурса, потому что понял — в России его продукция не востребована. Он рассказывает, что сейчас разработанные им антенны частично используются вузами — продукцию приобретают для проведения студентами лабораторных работ. Был интерес к антеннам со стороны предприятий оборонного комплекса из Омска и Воронежа. Но они хотели получить образец, готовый к эксплуатации, однако на «доводку» Пономареву нужны время и деньги. Сейчас он сформировал предложение для потенциального инвестора — чтобы наладить производство антенн, необходимо порядка 40 млн рублей.
«Грант — это хорошо. Эти деньги позволяют делать то, что ты хочешь. Даже неудача — это тоже результат. Но дальше нужны большие вливания. Найти инвестора на взаимовыгодных условиях очень тяжело. Человек вкладывает большие деньги в рискованное дело, не имея гарантий, что получит отдачу. С другой стороны, какой смысл инвестору вкладываться в производство моих антенн, когда на Западе можно приобрести гораздо более технологичную и дешевую продукцию», — говорит ученый-бизнесмен. По его словам, сегодня 90 % комплектующих и приспособлений, необходимых для изготовления антенн и проведения исследований, Пономарев заказывает за рубежом. «Отечественного практически ничего нет. Все покупки идут через московских и питерских дилеров, а это плюс 20-30 %, да еще и оплата доставки. Местные производители на покупку малых партий сырья задирают высокие цены», — объясняет Олег высокую себестоимость своей продукции и высказывает мнение, что малые предприятия должны получать налоговые льготы. «Взять хотя бы налог на начисленную заработную плату: с 18 % он вырос до 34 % — для малого бизнеса это тихий ужас», — сетует предприниматель.
Недавно он подал заявку на финансирование разработок со стороны Международной ассоциации морских институтов, продолжая работать в этом направлении. «Я неплохо знаком с тенденциями развития антенной техники и понимаю, что здесь хотя и сложно, но можно найти свою нишу. Главное — поймать тренд. Те антенны, которые мы производим, имеют изюминку — они многолучевые и многочастотные. Но все же мы отстали от Запада на несколько лет», — говорит Олег Пономарев. На данный момент он принимает участие в научных исследованиях МНТК «Микрохирургия глаза» им. С. Федорова, который занимается разработкой метода восстановления зрения человека с помощью наноантенн. В дальнейшем он планирует сосредоточиться на этом направлении. «Здесь действительно инновационные вещи — за рубежом такие исследования проводили только на крысах, а в России уже на людях», — объясняет Олег Пономарев. Однако денег на эти исследования государство не выделяет. 
«Я считаю, что предприятия, занимающиеся разработками на базе вузов, не должны выискивать средства. Такие вещи должны беспрерывно финансироваться государством. Например, в Праге есть предприятие, созданное при техническом университете, которое имеет заказы на изготовление калибровочных антенн для всей Европы. И оно ежегодно получает достаточно денег на исследования. А у нас — кто сколько урвал, кто сколько выиграл! Я не должен выигрывать, доказывать кому-то, что я умный — государство меня уже аттестовало», — возмущается Олег Пономарев.
Боится хозяев
Продукцию компании «Кибер-сфера» ее учредитель Виктор Варченко инновационной не считает. В прошлом году по программе «Старт» от «Фонда Бортника» предприниматель выиграл грант в размере $25 тыс., но подавать заявку на второй этап не стал. Побоялся, что не сможет подтвердить экономический эффект от использования своей продукции.
С 1993 года Варченко работает над созданием детского образовательного софта, но наладить серьезный бизнес не сумел. Школы не желали платить за программное обеспечение, а реализовать свой контент через интернет-сайт на коммерческой основе Виктору Варченко не удалось.
На деньги фонда он зарегистрировал фирму и заключил договор с издательством «Новый диск» на продажу образовательных программ. Однако объемы были настолько малы, что не позволили фирме выйти хотя бы в ноль. «Конечно, можно было бы найти инвестора и заявиться на второй этап конкурса. Но за год я не смогу выйти на такие объемы продаж, которые позволят моей фирме существовать без поддержки фонда», — говорит Виктор.
«Очень многое в этом бизнесе зависит от количества пользователей сайта. Поскольку конкуренция в Интернете очень высокая, посетители приходят медленно», — объясняет Варченко. Сейчас ежедневно сайт «Логозаврия» посещают около 7 тыс. человек. Чтобы зарабатывать, скажем, на рекламе, количество пользователей в день должно составлять не менее 50 тыс. человек, считает предприниматель. 
«Возможно, было бы удобно продать сайт и оставаться на нем работать. Но это была бы уже не та работа, — рассуждает Варченко о перспективах своего бизнеса. — Например, я уступил права на некоторые программы «Новому диску» — они издают мою «Академию дошкольника», и сейчас у нас постоянно возникают какие-то трения — они видят процесс так, а я по-другому. Но они хозяева. Владелец сайта будет требовать от меня денег, а меня пока интересуют идеи».
«Фонд оказал очень большую поддержку и, главное, практически ни за что. Как такового продукта я не создал, он просто помог мне встать на ноги. На самом деле ввести в заблуждение такую организацию легко. Я мог бы после 1-го этапа конкурса в 7 раз увеличить свой тираж. Но «Новый диск» реально оценил покупательскую способность моего продукта. На Западе, например, образовательные программы стоят намного дороже. И там нет несанкционированного копирования», — комментирует Виктор Варченко.
Миллион на попытку
ББ обратился за комментариями по вопросам финансирования малых инновационных предприятий к Владимиру Пивнику и Михаилу Никитину, которые являются соучредителями Калининградского инновационно-технологического центра. Эта организация с 2003 года ведет поиск источников финансирования для развития инновационных предприятий в регионе. Помимо «Фонда Бортника» руководство КИТЦ привлекает всевозможные гранты от европейских стран, а также сотрудничает с ними по системе трансферта технологий.
«Начиная с 2004 года федеральный Фонд содействия развитию малых предприятий научно-технической сферы профинансировал более 40 малых инновационных предприятий региона», — говорит Владимир Пивник, — программа фонда «Старт» предполагает выделение средств на первоначальный этап разработок методом «посевного» финансирования. За три года проект нужно коммерциализировать. Это смогли сделать лишь 10 % компаний от общего числа тех, кто получил деньги на первоначальное развитие бизнеса. Остальные практически полностью прекратили деятельность в качестве юрлиц».
«Нельзя сказать, что те, у кого не «выстрелило», потратили средства в никуда. Им была дана возможность довести свое исследование до образца готовой продукции. Они попытались создать предприятие, познакомились с экономикой, наладили отношения. Только на это и даются деньги. На первом этапе коммерциализация проекта даже не предполагается», — говорит Михаил Никитин, соучредитель КИТЦ.
Из тех, кто «выстрелил» — компании, входящие в холдинг «Алгоритм», основным владельцем которого является Сергей Нестеров. Комментировать ББ деятельность своей группы компаний он отказался. «Предприятия, работающие в инновационной сфере, не любят афишировать свою работу. Как только такая компания появляется в прессе, она становится объектом пристального внимания со стороны соответствующих органов», — объяснил ББ Михаил Никитин отказ своего «подопечного».
Согласно информации портала госзакупок, занятые в различных направлениях компании «Алгоритма» ежегодно получают от «Фонда Бортника» гранты в размере от 1 до 15 млн рублей. Так, в этом году по программе «Старт-2011» компания «АгроСофт», входящая в холдинг, получила 2,8 млн рублей. Другая фирма Нестерова, «Алгоритм-Софт», выиграла 14 млн рублей по программе «Энерго-2011». Основная деятельность «Алгоритма» сосредоточена в сфере IT. Однако в 2008 году соучредители холдинга попытались проявить себя в других «инновационных» направлениях. В 2008 году работающий в составе «Алгоритма» Олег Толстель получил от Фонда содействия развитию малых предприятий научно-технической сферы грант на разработку «домового» — прототипа робота, который якобы способен защищать квартиру от пожара и воров и выполнять несложную работу по дому. Впрочем, предприниматель признается, что до доведения робота до совершенства ему было необходимо дальнейшее финансирование, в котором фонд отказал.
Кто попутал
О том, что в Калининграде уже несколько лет идут битвы за гранты по поддержке инноваций, в правительстве Калининградской области не слышали. В интервью ББ региональный министр промышленности Дмитрий Чемакин однозначно заявил, что малых инновационных предприятий в регионе нет. Да и в том, что таковые нуждаются в господдержке, министр сомневается. По его словам, руководители калининградских компаний неверно истолковывают понятие «инновация». «Инновация — это то, что имеет практический результат. Если его нет, то это разработка. Безусловно, калининградские предприятия в процессе своей деятельности частично используют эффективные мировые технологии. Но они разработаны давно и не у нас. Это не инновации. Наши университеты работают в сфере поиска новых решений, но это чисто теоретическая работа. Поэтому говорить о том, что калининградская экономика развивается по инновационному пути, — по меньшей мере необдуманно», — комментирует чиновник.
«О том, что в области работают малые инновационные предприятия, министр промышленности не знает. В правительстве часто путают созвучные слова «инвестиции» и «инновации». Увидев, что политика государства направлена на поддержку инноваций, региональные власти тоже вроде как стали этим заниматься», — говорит Владимир Пивник. То, что участниками фондовских программ становятся в основном представители вузов, руководитель КИТЦ объясняет тем, что большинство представителей бизнеса просто не подозревают о существовании таких грантов.
«О каких инновациях вы говорите?! Нашим чиновникам такие проекты неинтересны. Потому что инновация — это всегда быстрее и дешевле. А у нас откатная экономика, и ни одна инновация здесь не пройдет. Ее просто в стол задвинули и забыли», — говорит представитель строительного бизнеса, совладелец компании «Баутрест» Дмитрий Сычев. Три года назад он привез в Калининград инновационную технологию строительства панельных каркасных домов. «Во всем мире признали, что строить по этой технологии экономичнее и выгоднее, но нет! У нас все строят из железобетона, дома мокнут, люди вбухивают сумасшедшие деньги в отопление, но продолжают использовать в строительстве этот материал. Потому что на железобетоне на откатах можно заработать просто сумасшедшие деньги и просчитать это невозможно. Посмотрите на состав нашей областной думы — там сидят одни строители. И строят они не из соломы, и не панельно-каркасные дома. Они строят железобетонных монстров! Потому что есть лобби и вкачиваются деньги», — говорит Дмитрий Сычев.
В 2009 году фирма «Баутрест» заключила договор подряда на строительство домов в коттеджном поселке ЖСК «Солнечный дом». Председатель жилищно-строительного кооператива Раиса Гусева уверена, что ей удалось поймать инновационный тренд — в реализации проекта по строительству поселка она рассчитывает на финансовую поддержку со стороны российского правительства и Евросоюза. «Мы инновационны, — утверждает она. — Инновационность у нас во всем — начиная от разработки программы и заканчивая объектами в поселке». Кооператив заявил, что займется возведением экодомов с использованием альтернативных источников энергии. «Сейчас мы активно работаем в этом направлении, мы вовремя уловили тенденции: не только наше государство, но и ЕС сейчас активно поддерживает такие проекты. Там можно получить деньги буквально под все», — увлеченно рассказывает Раиса Гусева. По ее словам, сейчас кооператив подал заявку на участие в программе приграничного сотрудничества «Литва-Польша-Россия» и рассчитывает выиграть грант на развитие альтернативных источников энергии на территории поселка.
Назвались нано
Ряд калининградских предпринимателей, как и Раиса Гусева, быстро поняли: чтобы получить финансовую господдержку, вовсе необязательно производить ноу-хау. Компания «Пионер-Калининград» выиграла от «Фонда Бортника» грант, уже имея множество финансовых обязательств перед кредиторами, а потом обанкротила предприятие.
Деньги в размере 15 млн рублей выделялись на разработку и производство неавтоклавного ячеистого бетона. Исследовательский коллектив, куда входил калининградский предприниматель Владимир Лупачев, возглавляющий компанию «АМД-Строительные технологии», назвал свою продукцию «нанобетоном». 
В 2006 году компания «Пионер-Калининград» заявила о намерении построить в регионе завод по выпуску неавтоклавного бетона. Компания, учредителями которой на тот момент были Тахир Газизов и Татьяна Низовцева, вошла в список резидентов ОЭЗ с объемом капитальных вложений в 153,7 млн рублей. Однако проект не пошел, и в 2007 году «Пионер-Калининград» был исключен из перечня резидентов из-за неспособности выполнить условия инвестиционных деклараций.
На момент получения финансовой поддержки от «Фонда Бортника» компания имела задолженность перед несколькими банкам на общую сумму более 100 млн рублей. В числе кредиторов «Пионера» «Петрокоммерц», «Кар-Финанс» и «Региональный кредитный банк».
О планах предпринимателей продолжать работу над проектом производства неавтоклавного бетона ничего не известно.
«Хозяева специально обанкротили предприятие, — заявил ББ Владимир Пивник». «Компания строила завод, и, не закончив проект, она получила грант. Сейчас владельцы тиражируют эту разработку в Белоруссии и в Европе», — говорит руководитель КИТЦ. (см. схему «Компании, получающие финансирование от фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере» www.bberg.ru/index.php)

октябрь 2011

Версия для печати
В закладки
Постоянная ссылка
Все материалы в хронологическом порядке




Добавить свой комментарий:

Чтобы добавлять свои комментарии, необходимо зарегистрироваться!
Опрос  
 
Как вы мотивируете свой персонал?

Регулярно индексирую зарплату
Нефинансовыми методами - медстраховка, фитнес, санатории и т.п.
Никак. В кризис не до мотивации
Всеми возможными способами - только бы работали


Результаты
Контроль голосов: нет

Сообщение с форума  
Цитата дня  
Анонс  
Почему продается ресторан "Росгартен"Кто заработал на госзаказах в 2010 году"Рослитстрой" снова воюет с соседом
Журнал зарегистрирован в Управлении Роскомнадзора по Калининградской области. Свидетельство ПИ №ТУ 39-00055 от 24.11.09.
Учредитель: Елена Перфильева
+7 (952) 791-95-51