Барьеры
Поставили 
на счетчик
Раздел: Барьеры
13.10.2011

Поставили 
на счетчик

«Шашечки» или ехать
Несколько лет назад Сурен Акопянц с партнером вложили порядка 100 тыс. долларов в запуск своего таксомоторного бизнеса. Сейчас совладельцам фирмы придется вложить в него еще порядка $30 тыс. Закон о такси, вступивший в силу с 1 сентября этого года, вводит жесткие правила для перевозчиков, несоблюдение которых влечет многотысячные штрафы. До этого таксисты руководствовались разрозненными нормами в местном законодательстве. Новый закон о такси № 69-ФЗ, по мнению разработчиков, призван поставить крест на «бомбилах» и заставить нелегальных извозчиков платить налоги в казну.
Согласно новому документу предприниматели и юридические лица будут обязаны получать лицензию на ведение таксомоторной деятельности, которая выдается на срок не менее пяти лет. Законодатели ограничили действие разрешения только тем субъектом Федерации, в котором оно выдано. Распространение разрешения на другие регионы возможно, если местные власти договорятся между собой и подпишут соответствующие соглашения. Данная норма больше актуальна для российских таксомоторных компаний, которые часто перевозят пассажиров из одной области в другую.
Кроме того, закон дает региональным властям полное право самостоятельно определять порядок оплаты за выдачу разрешения. При этом минимальное и максимальное значение суммы оплаты не установлено.
Еще один минус закона, который может сказаться на многих мелких предпринимателях, предоставляющих услуги такси, заключается в том, что разрешение выдается только в случае, если транспортное средство принадлежит им на праве собственности либо на условиях договора лизинга. Если человек водит машину по генеральной доверенности, то предоставлять услуги такси он не сможет. Точно так же таксомоторная компания не сможет просто арендовать авто у физического лица — схема, по которой работали многие фирмы Калининграда. «Переоформление автомобилей на юридическое лицо требует определенных капиталовложений. Это незапланированные траты, поэтому для компании они существенны», — комментирует совладелец «Такси Балтики» Илья Чихладзе.
Иметь в собственности автомобиль — это не единственное условие нового закона. Такси должно в обязательном порядке отвечать и другим требованиям. Например, каждую машину необходимо оборудовать таксометром. «Зачем устанавливать счетчик, если почти все компании давно работают по фиксированным тарифам в районе 100-150 рублей по городу и стоимость поездки объявляет диспетчер при заказе такси? Какие могут быть счетчики, когда все таксисты сидят на «вмененке»? Какая разница, работает или не работает у меня машина? Я один и тот же налог плачу. Зачем мне нанимать лишнего бухгалтера? Ведь, если сломался таксометр, я должен буду снимать машину с линии», — недоумевает Сурен Акопянц. По его словам, затраты на установку счетчиков обойдутся его компании в сумму около 60 тыс. рублей. Предприниматель уже готовится поднять тарифы на перевозку пассажиров минимум на 50 % — незапланированные расходы надо как-то отбивать.
Согласно новому документу власти имеют право установить единую цветовую гамму такси. Это требование не является обязательным, решение по нему отдано на усмотрение местным чиновникам.«Я знакомился с проектом регионального закона о такси. Калининградские власти посчитали нецелесообразным перекрашивать автомобили, как, например, в Москве, где все такси должны быть желтого цвета. Но пока это только проект», — комментирует Виталий Попов, юрист «Такси Сити». А вот «шашечки» и фонарь оранжевого цвета, по его словам, должны обеспечить все.
Особые требования новый закон предъявляет и к водителям такси, а именно к их рабочему стажу. Принять на работу можно только тех, кто официально проработал в такси не менее трех лет. По закону стаж должен быть подтвержден трудовой книжкой или соответствующим договором. Либо общий водительский стаж соискателя должен составлять не менее пяти лет. «В Калининграде всегда шла острая борьба за таксистов с опытом работы. В городе их не более 15 % от общего числа водителей, работающих в такси. Остальные — либо повара, либо доктора, либо те, у кого между рейсами в море образовалось «окно», и они решили потаксовать. Сейчас всем компаниям надо будет пересмотреть свой штат, и где найти опытных водителей — большой вопрос», — рассуждает Сурен Акопянц. Не соответствующих федеральному закону сотрудников фирмам придется в срочном порядке уволить.
Сложно придется и тем предпринимателям с небольшим водительским стажем, которые оказывают услуги такси самостоятельно. Разрешение они вряд ли получат. Таким ИП придется либо менять вид деятельности, либо принимать на работу водителя, соответствующего нормам закона.
Еще один нюанс закона в том, что разрешение необходимо получать на каждое транспортное средство. Получить одно разрешение «оптом» на весь таксопарк нельзя. Этот документ должен храниться в салоне автомобиля и предъявляться как по требованию пассажира, так и по требованию уполномоченных должностных лиц.
Кроме того, предприниматели и юридические лица обязаны обеспечить контроль технического состояния автомобиля перед выездом на линию и обязательный предрейсовый медосмотр водителя. Бизнесмены предполагают, что, скорее всего, договор с медицинским учреждением и пунктом технического обслуживания транспортного средства будут требовать при получении разрешения. Например, подобную норму уже ввели в Томской области. Владельцы такси говорят, что проверка технического состояния и обязательный медосмотр потребуют дополнительных затрат, что, опять же, скажется на кошельке пассажира. Сурен Акопянц полагает, что не исключен вариант, когда компаниям придется брать в штат собственного медика.
Показательная «порка»
Аннулировать полученное разрешение на осуществление деятельности такси можно только по решению суда. При выявлении нарушений организации должны выдать предписание об его устранении. Максимальный срок для этого — 1 месяц. При этом компания имеет право работать. Если в течение месяца нарушения не устранены, действие разрешения могут приостановить на неопределенный срок. Если нарушения не были устранены и после ограничения деятельности фирмы, уполномоченный орган может обратиться в суд с заявлением об отзыве разрешения.
За нарушения нового закона таксисты заплатят рублем. Причем суммы штрафов будут варьироваться в зависимости от нарушения и статуса предпринимательской деятельности. Самый большой штраф предусмотрен для юридических лиц. «Штрафы за нарушение новых правил вызывают больше всего опасений таксомоторных компаний, они могут достигать 50 тыс. рублей», — комментирует Илья Чихладзе.
Штрафные санкции вводятся и в отношении незаконной установки на автомобиль «шашечек» и опознавательного фонаря. Помимо штрафа водителю будет грозить и лишение регистрационных знаков до устранения нарушения.
Впрочем, качество контроля за деятельностью такси у предпринимателей вызывает сомнения. Административный ресурс для штрафования нелегальных «водил» крайне мал. «У нас нет единого контролирующего органа за деятельностью такси. Когда на вопрос: «Кто будет заниматься контролем?» есть ответ: «Совместно», то это значит — никто. В итоге все сведется к показательным «поркам»: дали команду, кого-то проверили, отчитали — и все. А давить и доить будут тех, кто, как и до нового закона, работал официально. Потому что их легче проконтролировать. Скажем, позвонили мне, предупредили, что такого-то числа будет проверка. Я на день должен буду остановить работу своего предприятия. А ведь нарушения можно при желании найти где угодно», — комментирует Сурен Акопянц.
«Те, кто работал нелегально, так и будут работать, как платили сомнительным личностям и полиции за «точку», так и будут платить», — уверен предприниматель. По его словам, не исключено, что и часть официальных таксомоторных перевозчиков уйдет в тень или просто прекратит свою деятельность. «Я думаю, что некоторые компании, которые сегодня работают официально, узнав о новых правилах, просто не захотят вкладываться и свернут свою деятельность», — предполагает бизнесмен.
Пока таксомоторные предприятия Калининграда относятся к новому закону спокойно, ведь часть ограничений, а также штрафные санкции вступят в действие лишь с 1 января 2012 года, а некоторые нормы — только через 4 года. Например, нововведением 2015 года станет ограничение для предпринимателей количества авто, используемых для перевозки пассажиров и багажа. Не исключено, что в будущем уполномоченные органы будут проводить аукционы по выдаче разрешений.
«Новый закон превращает наш бизнес в обузу, — говорит Сурен Акопянц. — Если уж и вводить какие-то изменения, то целесообразно сделать единую фирму такси, в штате которой будут медики, бухгалтера и
т. д., которая бы заключала договоры с мелкими предпринимателями, желающими работать в этой сфере. Я бы с удовольствием встал под знамена такой компании и скинул с себя всю эту нагрузку».
Никому не обязаны
По данным самих участников рынка, в Калининграде действует от 12 до 15 легальных фирм такси. Однако в последнее время рынок пополнился игроками из других регионов, работающими в Калининграде через удаленные диспетчерские службы. По такой схеме в городе работают, например, такси «Максим» и «Арбат». Диспетчерская служба первого находится в Самаре, второго — в Ижевске. Схема работы таксомоторных предприятий через диспетчерскую уже давно применяется компаниями на калининградском рынке. Так работают «Такси 39-й регион», «Горсправка» и газета «Ярмарка». Они заключают договоры с несколькими таксомоторными компаниями, которым переадресовывают заказы, поступающие в их диспетчерские пункты, забирая при этом часть маржи. Однако такси «Максим» и «Арбат» исключили из этой цепочки посредническое звено в виде таксомоторной компании, а стали заключать договоры непосредственно с водителями. Когда клиент звонит по указанному номеру, звонок переадресовывается на диспетчерский пункт, откуда выставляется на аукцион между водителями, заключившими договоры с компанией в указанном регионе. При этом таксист сам решает, ехать ему на вызов или нет, зачастую не ставя в известность диспетчера. Общение водителя и диспетчерской идет при помощи специальной программы, которая связывается с таксистами в автоматическом режиме, то есть без участия диспетчера, и передает информацию о заказе. Программа автоматически дозванивается до клиента и сообщает о времени подъезда и номере машины. Информация до клиента может доводиться и при помощи отправки SMS. «Диспетчеры из других регионов выставляют заказ на аукцион людям, с которыми они не знакомы. Таксисты могут быть не в адеквате или пьяны, приехать на сломанном авто или вовсе на велосипеде. И за это никто не несет никакой ответственности», — констатирует Сурен Акопянц.
«Я считаю, что новый закон должен поставить крест на таких компаниях, они серьезно подрывают репутацию наших такси», — говорит Илья Чихладзе. (см. схему «Таксомоторные первозчики Калининграда» www.bberg.ru/index.php)

октябрь 2011

Версия для печати
В закладки
Постоянная ссылка
Все материалы в хронологическом порядке




Добавить свой комментарий:

Чтобы добавлять свои комментарии, необходимо зарегистрироваться!
Опрос  
 
Как вы мотивируете свой персонал?

Регулярно индексирую зарплату
Нефинансовыми методами - медстраховка, фитнес, санатории и т.п.
Никак. В кризис не до мотивации
Всеми возможными способами - только бы работали


Результаты
Контроль голосов: нет

Сообщение с форума  
Цитата дня  
Анонс  
Почему продается ресторан "Росгартен"Кто заработал на госзаказах в 2010 году"Рослитстрой" снова воюет с соседом
Журнал зарегистрирован в Управлении Роскомнадзора по Калининградской области. Свидетельство ПИ №ТУ 39-00055 от 24.11.09.
Учредитель: Елена Перфильева
+7 (952) 791-95-51