Бизнес в депрессии
Виталий Дудуев: «Денег хватает только на то, чтобы покушать»
10.08.2011

Виталий Дудуев: «Денег хватает только на то, чтобы покушать»

17 лет назад Виталий Дудуев «привез» с собой из Юрмалы цветочный бизнес. Однако вывести «Мастерскую растениеводства «Планта» на латвийские показатели ему так и не удалось. Развитию бизнеса мешают наглые соседи, а также узкий рынок сбыта и высокие тарифы на электроэнергию.

Махнули рукой
Виталий Дудуев перелистывает свой фотоальбом. На некоторых фотографиях принадлежащий ему участок площадью 1,5 га, где он выращивает розы и тюльпаны, практически скрыт под водой. «Каждый год весной нас топит, — сокрушенно вздыхает цветовод. — Можно надувать лодку и плавать по участку. Вот, даже сфотографировал этот кошмар». Чтобы защитить цветы от потопа, приходится строить стеллажи и ставить на них горшочки с розами. Каждый год в течение 17 лет Виталий подвозит на участок песок и гравий и засыпает подтопленные места. На это уходит масса сил, времени и средств. 
В начале 90-х бизнесмен оформил в аренду землю в Люблино, с тем чтобы заняться разведением и выращиванием цветов. Местность здесь болотистая. Но лучшего варианта власти не предложили. «Мне сказали: «Вот если бы вы занимались разведением свиней или коров, мы бы нашли для вас лучший вариант, а для цветов и этого хватит, — рассказывает Виталий. — В Калининградской области на мелкого производителя махнули рукой. Нас приравняли к крупным инвесторам — у нас одинаковые ставки налогов и тарифы, но ведь как можно сравнивать наши объемы?! Вести бизнес малому предпринимателю в производственной сфере практически невозможно». Виталию Дудуеву есть, с чем сравнить здешний бизнес-климат. До приезда в область он развивал цветочный бизнес в Юрмале. Вместе с супругой на 15 сотках выращивал на продажу розы и тюльпаны. «В Юрмале для каждого бизнеса была разработана тарифная ставка — сколько налогов он в состоянии заплатить, чтобы не работать в убыток. Там покупаешь патент и не вникаешь в платежи. Здесь же, чтобы заплатить по всем счетам, надо заполнить кучу бумаг, съездить в разные инстанции, потратить время. Тарифы на все тут сумасшедшие», — говорит цветовод. 
По его словам, доходность его цветочного бизнеса в Латвии была выше в разы. «Мы могли себе позволить каждый день обеды в ресторане, поездки в отпуск. А здесь у нас
48 % от выручки составляют налоги, плюс к этому — зарплаты, плата за аренду. Денег хватает только на то, чтобы покушать. О том, чтобы откладывать или реинвестировать прибыль, речи нет», — говорит Виталий.
Сейчас для функционирования его цветника требуется котельная. На ее строительство необходимо изыскать порядка 5 млн рублей. Брать кредит на эту сумму предприниматель не рискует — ежемесячные платежи он просто «не потянет». Решил действовать поэтапно. Для начала закажет проект котельной стоимостью 80 тыс. рублей. А дальше — видно будет. «От момента возникновения идеи проекта до его реализации у нас проходит слишком много времени, — говорит он. — Отдача от бизнеса небольшая. Мы сами строим теплицы. Купить их — удовольствие недешевое», — комментирует он.
Сейчас в хозяйстве Дудуева более 60 сортов цветов. Основная специализация его теплиц — розы и тюльпаны. Выйти на более или менее приличные объемы производства Виталию удалось только в 2008 году, когда к участку подвели свет. «Еще когда губернатором был Егоров, он с женой приехал к нам. Она увидела наши георгины. Оказалось, это ее любимые цветы. Она спросила: «Так вы тут что ли без света живете?» — «Да, — говорю, — с керосиновой лампой. А за водой ходим с лейкой к реке». И он распорядился подвести к нам свет», — рассказывает Дудуев. Потом провели и водопровод, поставили насос. После этого никакой помощи от властей бизнесмен Дудуев не имел. Газ к теплицам он смог подвести только благодаря тому, что участок был оформлен в собственность — для арендованных земель у области «нет лимитов». «Сейчас наши трудности никого не интересуют. При предыдущем главе Светлого были какие-то собрания, на которых выслушивались проблемы предпринимателей. Сейчас не стало и их. Многие предприниматели, с которыми я общаюсь, хотят уехать из России. Это печально. Надо поднимать нашу страну. Возможности есть. Только власть не хочет этого», — говорит бизнесмен. 
Выращенную продукцию Виталий Дудуев реализует в собственных точках продаж: у него магазин и три павильона на рынках Калининграда. Не так давно бизнесмен обратился в администрацию Чкаловска, где у него есть точка, за разрешением построить там магазин. Но его встретили вопросом: какую сумму он готов потратить на обустройство города? «На этом все прекратилось, — говорит предприниматель. — Это слишком большие вложения для нас».
Нагло 
отобрали
Наибольший спрос на цветы наступает традиционно 8 Марта и 1 сентября. «В нашем бизнесе день год кормит. Бывало, закладываешь все к 8 Марта в надежде на хорошую выручку, а потом выкупаешь», — говорит он. Весной предприниматель поставляет на рынок порядка 2000 тюльпанов. В прошлом году удалось также реализовать 300 саженцев роз. Он готов выращивать и больше, но не хватает площадей. Часть участка, принадлежащего Дудуеву, незаконно занял калининградский предприниматель. Построил там дом и обнес его забором. Когда-то давно Виталий разрешил дедушке возделывать этот кусок земли. Но на месте старика очень скоро появился предприимчивый родственник — за снос своего «сарая» запросил у Дудуева 1,5 млн рублей, иначе и с места не сдвинется. Сейчас Виталий планирует решать этот спор в судебном порядке. 
Бизнесмен говорит, выйти на большие объемы производства ему не позволяет и узкий рынок сбыта. «Надо думать, как работать на Россию, потому что много продавать в области не получается. Вот в Юрмале проблем со сбытом у нас не было. Там поступал заказ от «зеленого хозяйства», скажем, на 10 тыс. саженцев, и мы под него выращивали продукцию. Они приезжали, рассчитывались, забирали и везли эти цветы куда-то дальше — а куда, мы уже не вникали», — в который раз вспоминает бизнесмен «золотые» времена. 
По словам Виталия, кризис существенно подкосил его бизнес. «Встали стройки, прекратились заказы на оформление ландшафтов. С рынка стали уходить ландшафтные компании, поскольку застройщики теперь отдают такие заказы своим фирмам», — говорит Виталий.
Отстали на 300 лет
Несколько лет назад Виталий Дудуев познакомился с голландским цветоводом, у которого в Европе функционирует крупное предприятие по производству цветов. Он планировал инвестировать в Россию и решил рассмотреть теплицы Виталия в качестве объекта для вложения средств. На тот момент Дудуев еще не оформил землю в собственность. «Когда он услышал, что участок у меня в аренде, сразу потерял к нему всякий интерес — ну зачем ему вкладывать сюда деньги, когда меня в любой момент могут «попросить», — говорит предприниматель. После этого случая он и решил выкупить участок, хотя арендная плата за него была небольшая.
«В вопросах выращивания цветов голландцы опережают нас на 300 лет. У них все автоматизировано, к каждому растению подведена трубочка, которая контролирует состояние почвы, полив и т. д. Стоят машины по упаковке цветов, хранилища. Разработано множество препаратов для защиты растений от всевозможных болезней и вредителей. У нас же невозможно купить средства, чтобы вылечить цветы. Я однажды заказал по Интернету дорогостоящую «фигню», опрыскал — результата ноль. Потом друг привез из Голландии пузырек — я опрыскал и глазам своим не поверил, как излечилось растение! У нас же такие препараты запрещены ко ввозу, и мы до сих пор «лечим» цветы медным купоросом», — сокрушается Виталий.
«Все считают, что я больной, раз выращиваю цветы, а не торгую водкой или сигаретами. Все удивляются: ну как можно этим заниматься, — рассказывает Виталий. — Ведь, чтобы довести розу «до реализации», надо потратить три года — вкладывать в нее время и силы, прививать. Только тогда можно получить отдачу. Сейчас у нас этот процесс идет непрерывно. Мы каждый день срезаем розы и продаем. В это время прививаем новые растения. Этот бизнес очень дорогой по энергозатратам, поэтому лучше подбирать устойчивые к климату сорта».
Розничная цена одной розы в магазинах Дудуева невысокая — от 10 до 30 рублей, тюльпана — 25 рублей. Виталий говорит, что только за счет цены и наработанной клиентуры ему удается конкурировать с голландскими производителями, чья продукция заполонила калининградский рынок. Оптовая цена голландских цветов — 30 рублей за штуку, розничная наценка начинается от 100 %. 
«Местная роза сразу видна. Она живая, с ароматом. И люди уже знают ее и приходят купить», — говорит цветовод. 
В планах Виталия — выведение собственных сортов. Пока у него есть опыт селекции только одного сорта — он назвал выведенную им розу «Аннушка» в честь своей матери. «Это не махровая роза, не пышная, но очень яркая. Скромная и очень красивая, такая, какой была моя мама», — говорит Виталий. В то же время выводить слишком много сортов нерентабельно, говорит он. «Это будет уже сортовой участок. Если «выгонять» много видов — по две-три штуки, то как их реализовывать? Мы занимаемся теми группами цветов, которые котируются на калининградском рынке. Это тоже наше конкурентное преимущество перед импортной продукцией — мы знаем, что здесь востребовано, и быстро реагируем на спрос», — говорит Виталий.

август 2011

Версия для печати
В закладки
Постоянная ссылка
Все материалы в хронологическом порядке




Добавить свой комментарий:

Чтобы добавлять свои комментарии, необходимо зарегистрироваться!
Опрос  
 
Как вы мотивируете свой персонал?

Регулярно индексирую зарплату
Нефинансовыми методами - медстраховка, фитнес, санатории и т.п.
Никак. В кризис не до мотивации
Всеми возможными способами - только бы работали


Результаты
Контроль голосов: нет

Сообщение с форума  
Цитата дня  
Анонс  
Почему продается ресторан "Росгартен"Кто заработал на госзаказах в 2010 году"Рослитстрой" снова воюет с соседом
Журнал зарегистрирован в Управлении Роскомнадзора по Калининградской области. Свидетельство ПИ №ТУ 39-00055 от 24.11.09.
Учредитель: Елена Перфильева
+7 (952) 791-95-51