Рынки
Выключайте станок
Раздел: Рынки
07.01.2011

Выключайте станок

Сегодня невыгодно покупать типографии, инвестировать в них или создавать с нуля этот бизнес — вложения и постоянные издержки огромны, рынок в кризис сильно просел, а перспективы его весьма туманны. Гораздо эффективнее при минимальных затратах на персонал и офис заниматься посредничеством — перепродавать полиграфические заказы литовцам. Чем и занимается немалое число игроков регионального полиграфического рынка.

Забитый демпингом
«Вы хотите рассказать, какой это хороший бизнес, чтобы еще кто-нибудь посчитал, что полиграфия — это круто, купил сдуру оборудование и начал демпинговать на рынке?», — владелец типографии «Абрис-торг» Владимир Соломко, похоже, удручен ситуацией на полиграфическом рынке даже в традиционно «горячие» для отрасли предновогодние дни, когда можно получить чуть ли не годовую выручку.
При этом его расстраивает, скорее, не излишняя насыщенность полиграфического рынка, а отсутствие диалога между игроками. «Рынок напрочь забит демпингом. Стекольщики договариваются, мебельщики договариваются, поляки-полиграфисты договариваются: внутри Польши полиграфия для поляков дороже, чем у нас. Они дешевле делают на экспорт. Потому что все понимают, что надо зарабатывать, а не заниматься благотворительностью», — говорит бизнесмен.
Владимир Соломко показывает квитанцию на оплату электроэнергии — ежемесячные расходы его компании на эти цели составляют порядка 100 тыс. рублей. Высокие издержки — основная проблема, которая мешает развиваться полиграфическим компаниям Калининграда, считает он. Получается, что денег хватает только на то, чтобы заплатить коммуналку, да на зарплату сотрудникам. При этом полиграфический бизнес требует ежемесячных вливаний. По его словам, запчасти на оборудование стоят «как космический корабль», вот и приходится брать б/у или заказывать китайские, чтобы хоть как-то снизить затраты, говорит бизнесмен. Естественно, такое оборудование часто дает сбой, а о выполнении сложных заказов не может быть и речи.
Типография «Абрис-торг» работает на рынке уже 10 лет. Основная специализация — офсет. Владимир Соломко «держит» 50% регионального рынка бланков разных форм отчетности. Резервным направлением для себя считает «оперативку»: печать визиток, буклетов и прочей полиграфической продукции в короткие сроки тиражом до 1000 экземпляров.
«Вчера заплатил работнику за полсмены просто так — он весь день провалял дурака, потому что машина «не шла». Сегодня включил ее с утра — все хорошо. Как тут считать рентабельность? Офсетная печать очень капризна и технологически сложна. На бумагу сильно влияет климат — он изменился, и бумага уже ведет себя по-друго-
му», — рассказывает Владимир Соломко. Однако, по его словам, типография, подобная «Абрис-торгу», может иметь от 20 до 70% рентабельности — если загрузить ее работой в три смены. Но столько заказов найти непросто. Да и кадров катастрофически не хватает. Те, кто в этом бизнесе давно, вырастили своих специалистов и крепко держатся за них. В основном все работники — самоучки. Вуз, готовящий печатников, в России всего один, и конкурс сумасшедший. «Бывает, берешь человека на работу, учишь-учишь, а он до определенной планки дошел и встал. Ну никак ему выше, не понимает. Тупик, как ни бейся. Человеческий фактор в этом бизнесе играет большую роль», — рассказывает предприниматель.
Теряют рынок
Большинство калининградских полиграфических компаний специализируются на оперативной полиграфии (цифровая печать малых тиражей продукции). Книги в регионе фактически не печатает никто. Раньше подобные заказы выполнял «Янтарный сказ», а сейчас те типографии, которые купили его оборудование, иногда берутся за изготовление несложной книжной продукции, например, детских книг или инструкций для бытовой техники.
За печать журналов в регионе берется лишь одна типография, но с ограничением по объему издания из-за сложностей с брошюровкой.
В Калининграде попросту нет необходимого оборудования и квалифицированных специалистов, поэтому большинство заказов на глянцевую периодику, а также многотиражную рекламную продукцию уходят в Литву. На рынке действует целый пласт компаний, которые зарабатывают на том, что перепродают заказы полиграфистам в Каунас и Вильнюс. По словам Владимира Соломко, их бизнес более эффективный, чем у владельцев собственных производственных мощностей. При минимальных расходах на штат и офис они получают гарантированный доход от посредничества.
«Литовские типографии хорошо «упаковались» на деньги Евросоюза, —
поясняет Владимир Соломко. — У них кредит на покупку полиграфического оборудования выдается под 3% годовых с отсрочкой первоначального взноса на три года, мы же берем кредиты под 25% на три года. За это время ни один полиграфический бизнес не окупится. К тому же, если специализироваться на периодике, нужно иметь машины в дубле —
на случай, если одна из них выйдет из строя. А это огромные расходы. Цена одного станка начинается от 1 млн руб.», — говорит он. Сейчас литовские типографии живут в основном на российских заказах. Из-за кризиса спрос внутри страны почти исчез, и литовцы готовы работать с очень низкой наценкой, лишь бы отбить взятые в кредит средства.
Александр Касторный, представитель литовской типографии «Стандарт» в Калининграде, говорит, что наибольшей эффективности при работе с литовскими полиграфическими компаниями удается достичь, если у заказчика крупный тираж и не оперативные сроки доставки продукции. Однако сегодня в литовской «Стандарт» печатается две трети калининградской глянцевой периодики с фиксированными сроками доставки в Калининград. «Если отпечатать журналы в Калининграде еще возможно, то осуществить сборку и переплет крайне проблематично. Поэтому действительно это проще сделать в Литве: даже с учетом доставки получается и быстрее, и дешевле», — объясняет Александр Касторный.
По словам полиграфистов, не так давно калининградская типография «Бизнес-Контакт» закупила оборудование для печати журналов, но пока на нем можно печатать лишь небольшие и не толстые журналы. «Когда журнал начинает толстеть, начинаются проблемы со сборкой», —
говорит эксперт. По его словам, «Бизнес-Контакту» на сегодняшний день удается привлекать клиента выгодными ценами, поскольку компания имеет возможность покупать дешевое сырье.
В таких условиях, уверен Владимир Соломко, выгоднее всего держать небольшую типографию с ризографом и маленькой офсетной машиной. При минимальных издержках эффективность маленькой полиграфической компании будет значительно выше, чем крупного комбината. По мнению эксперта, сегодня типографии Калининграда никому не интересны с точки зрения вложения средств. Оборудование у них либо старое и требующее ремонта, либо не готово к выполнению сложных заказов.
Случайный 
лидер
Стабильно зарабатывать можно только на постоянных клиентах, уверена Анастасия Курышева, коммерческий директор типографии «КаЮр». По ее словам, за последние два года, по собственным расчетам компании, она с седьмого места на рынке переместилась на второе. Сейчас компания перерабатывает 60 тонн бумаги в месяц, это втрое больше, чем два года назад. Типография приобрела с большим дисконтом оборудование разорившегося ФГУП «Янтарный сказ» и «Калининградской городской типографии». В результате сегодня типография «КаЮр», по ее заявлениям, единственная в городе совмещает офсетную и флексопечать. Флексомашины печатают этикетки, кассовые ленты, туалетную бумагу и другую продукцию на рулонах. Использовать рулоны значительно дешевле, чем листы. «Все типографии покупают сырье в листах. Мы можем позволить себе купить рулон, он дешевле на 10%. У нас есть машина, которая из рулона делает листы. Неманский комбинат, который снабжает типографии офсетной бумагой, зачастую не имеет листовой продукции, или продает ее дорого», — говорит Анастасия Курышева.
По ее словам, совмещая два направления — флексопечать и офсет, «КаЮр» получает конкурентное преимущество в том, что может снабжать клиента и самоклеем, и листовой продукцией.
В «КаЮре» 10% заказов составляют детские книжки. «Такого оборудования в Калининграде ни у кого нет, — говорит Анастасия Курыше-
ва. — Оно досталось нам от «Янтарного сказа», который находится в банкротном состоянии. По счастливой случайности, у нас на тот момент оказались деньги, и мы смогли выкупить станок». Впрочем, руководители типографии отмечают, что печатать книги малорентабельно. Но купленное оборудование все-таки решили загрузить заказами, чтобы не простаивало. Уходить в издательское направление типография не планирует. Владельцы говорят, что иногда по собственной инициативе печатают калининградских поэтов. Такие заказы не приносят типографии денег.
Московские деньги
Основную долю регионального полиграфического рынка занимает «Калининградский печатный двор» —
компания с московским капиталом. Москвичей привлекает режим свободной таможенной зоны. Кроме того, они не жалеют денег на оборудование и обучение кадров. Считается, что лучшие специалисты в городе работают именно в «Печатном дворе».
Владимир Соломко рассказывает, что если Москва хорошо грузит «Печатный двор» заказами, то они упускают калининградский рынок, а когда из Москвы нет заказов — туго приходится всем остальным калининградским типографиям. Со своим новым оборудованием «Печатный двор» имеет неоспоримое преимущество перед местными полиграфистами. По словам Владимира Соломко, местные типографии тоже пытаются искать заказы в столице, но это необычайно трудно. «Отсрочки, «кидалово» в Москве в порядке вещей. А судиться с московской фирмой — сами понимаете, что это такое. Там отсрочки идут до 3 месяцев. Надо иметь очень толстый подкожный жир, чтобы суметь ждать оплату за такие заказы», — считает владелец типографии. Приходится биться с конкурентами за местный рынок.
Отсталые цифры
Игроки регионального рынка полиграфических услуг затруднились назвать его объемы. Если же говорить про общероссийский рынок полиграфии, то на сегодняшний день он сформировался и достаточно насыщен. По данным Московского полиграфического союза, его объем в 2008 году составил $7,5 млрд, что на 9% больше уровня 2007 года. Эта тенденция прямо связана с продолжавшимся в 2008 году ростом рекламного рынка, но будущее российской полиграфии аналитики оценивают осторожно.
Падение рекламных доходов печатных СМИ уже повлекло за собой сокращение объемов печати газет и журналов, особенно рекламного характера, а значит, и объемов полиграфических работ. Падает загрузка газетно-журнальных типографий, идет сокращение спроса на этикетки и упаковку. Кроме того, многие полиграфические предприятия оказались сегодня в сложной ситуации из-за взятых ранее кредитов на расширение или обновление парка оборудования.
По сведениям Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии на 2009 год, полиграфическая отрасль России насчитывает 7353 предприятия различной производственной мощности и специализации, на которых заняты 207 тысяч работающих. Из них 113 тысяч человек заняты на предприятиях так называемой «малой полиграфии», выполняющих в основном небольшие заказы.
При этом одна типография в России приходится на 19,6 тысяч жителей, тогда как в США — на 5 тысяч, а в Германии — на 6,2 тысячи. Отстает Россия от западноевропейских стран и США и по потреблению бумаги на душу населения: чуть более 50 кг против 250-300 кг.
Кроме того, высококачественная мелованная бумага, пригодная для печати качественной печатной продукции, в России никогда не производилась, в настоящее время не производится и масштабная организация ее производства в стране не планируется. Импорт мелованной бумаги по итогам 2008 года составил порядка 750 тыс. тонн.
Пошлина на мелованную бумагу, импортируемую в РФ, начисляется в размере 15%, хотя на готовую продукцию, произведенную на этой бумаге, она варьируется и зависит от вида выполненной продукции. Беспошлинно (таможенный сбор составляет 0,15% от заявленной стоимости) ввозится печатная продукция нерекламного и неэротического характера, импортируемая в РФ согласно международному Соглашению «О ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера» (Флорентийское соглашение, к которому Россия присоединилась в 1995 году) —
это 42% объема импорта печатной продукции на мелованной бумаге. 23,5% импорта падает на картонную упаковку, облагаемую пошлиной в 10%. 14,5% импорта — на этикетки, облагаемые пошлиной в 5%, и только 20% импорта — на рекламную печатную продукцию, облагаемую 15%-й пошлиной, такой же, как и на бумагу. (см. схему «Участники рынка полиграфических услуг» www.bberg.ru/index.php)

январь 2011

Версия для печати
В закладки
Постоянная ссылка
Все материалы в хронологическом порядке




Добавить свой комментарий:

Чтобы добавлять свои комментарии, необходимо зарегистрироваться!
Опрос  
 
Как вы мотивируете свой персонал?

Регулярно индексирую зарплату
Нефинансовыми методами - медстраховка, фитнес, санатории и т.п.
Никак. В кризис не до мотивации
Всеми возможными способами - только бы работали


Результаты
Контроль голосов: нет

Сообщение с форума  
Цитата дня  
Анонс  
Почему продается ресторан "Росгартен"Кто заработал на госзаказах в 2010 году"Рослитстрой" снова воюет с соседом
Журнал зарегистрирован в Управлении Роскомнадзора по Калининградской области. Свидетельство ПИ №ТУ 39-00055 от 24.11.09.
Учредитель: Елена Перфильева
+7 (952) 791-95-51