Стратегии
Почему не сам
Раздел: Стратегии
15.05.2011

Почему не сам

Осознав, что потенциал «Инока» исчерпан, Олег Матукевич решил, что впредь будет зарабатывать на продаже зарубежных ноу-хау калининградским малым предпринимателям. Осталось только убедить их в искренности его намерений.

Купите идею
Несколько лет назад Олег Матукевич почувствовал, что потенциал его основного бизнеса — компании «Инок», занимающейся информационным обеспечением бизнеса, — близок к исчерпанию. «Все направления нашего бизнеса — информационные. Работая на этом рынке 20 лет, мы уже практически исчерпали ресурс тех предпринимателей, кто бы мог платить нам за информацию. В России информация не особо ценится. Это то, за что компании прекращают платить в первую очередь и начинают платить в последнюю», — рассказывает бизнесмен.
Олег Матукевич решил переключиться на другое бизнес-направление или придать новый импульс существующему. Ему пришла идея зарабатывать на продаже малым предпринимателям идей для бизнеса. Он учредил некоммерческий фонд знаний и технологий, который занимается поиском и адаптацией на калининградском рынке новых технологий для малого бизнеса. Для Олега Матукевича это не только новый источник доходов, но и хорошая возможность увеличить клиентскую базу «Инока»: продавая предпринимателям идеи и ноу-хау, он одновременно предлагает им информационный консалтинг. «Наиболее экономически эффективные и простые технологии для бизнеса на Западе уже открыты и запатентованы. Но наш малый предприниматель о них не знает. Ему негде это купить, да и ни одна западная компания не пойдет на эту сделку — есть же пошлины на ввоз и т. д. Выходит, чтобы внедрить какую-то технологию у нас, компания сама должна профинансировать создание учебных центров, то есть проделать огромный пласт работы. Но тогда рентабельность продаж должна быть колоссальной, а в условиях малого бизнеса это невозможно», — говорит Олег Матукевич.
«Мы не бизнес-инкубатор, который занимается развитием стартапов. Мы предлагаем уже работающему бизнесу вложиться в новые направления, которые помогут ему развиваться», — объясняет идею фонда его основатель.
Модель работы такова: фонд предлагает предпринимателю эксклюзивные права на производство нового оборудования или новую технологию, вкладывая собственные средства в информационное обеспечение, юридическое сопровождение, берет на себя решение проблем по обучению персонала, продвигает уже готовую продукцию или услугу на рынок, получает роялти за право пользоваться этой технологией, а также процент от продажи готовой продукции. Когда сроки действия эксклюзивного договора прекращаются, фонд предлагает эту технологию другим предприятиям, продолжая на этом зарабатывать.
Правда, на деле все оказалось не так просто — Олегу Матукевичу приходится упорно убеждать калининградских предпринимателей в честности своих намерений.
Всем, но никому
Два года назад Олег Матукевич предложил Калининградскому ремонтно-механическому заводу внедрить у себя украинскую технологию по производству механических передвижных лестниц, которые способны подниматься на высоту до 9 метров и удерживать двоих человек с инструментами. Такая конструкция вполне может заменить строительные леса и электроподъемник на некоторых участках работы. Розничная цена лестницы — 200 тыс. рублей, стоимость аренды конструкции на один день — 1 тыс. рублей.
Однако опыт производства этой продукции Олег Матукевич называет «не очень положительным». По замыслу фонда потенциальными потребителями этой продукции должны были стать муниципалитеты, строительные и клининговые компании, которым требуется выполнение работ на высоте до 9 метров. Но запуск проекта пришелся на кризис, когда и бюджетные, и коммерческие структуры сокращали свои издержки, к тому же подверглась реформе муниципальная система ЖКХ.
«Получается, что сейчас эти лестницы никому не нужны. Вроде бы надо всем, но никому конкретно, — говорит Олег Матукевич. — Завод может выпускать их поштучно, но нужен некий заказ. Мы проехали по всем муниципалитетам, они говорят — здорово. Но все муниципалитеты дотационные. Наше государство не приспособлено к внедрению инноваций. Мы пробовали предложить нашему правительству, чтобы они заказали для Калининградской области 100-150 лестниц, тогда каждая обойдется дешевле на 40 тыс. рублей. Но по законодательству каждый муниципалитет должен индивидуально выставить на торги этот заказ. Получается, что у него нет нормального пути, как получить доступ к этой технологии». С предложением лестниц застройщикам у фонда также возникли проблемы. «Когда мы предлагаем эту лестницу, собственник компании спрашивает у мастеров — надо ли. Мастера, конечно, говорят, что не надо — им зарплату никто не добавит», — объясняет Олег Матукевич, но все же не унывает — считает, что рано или поздно ему удастся сформировать рынок для этой продукции. «Уже есть оживление. У нас один ЖЭК купил эту лестницу. Сейчас завод сдает их в аренду. Не много, но зарабатывает на этом», — говорит основатель фонда.
Против узбека
с тряпкой
Еще одной инновацией, которую Олег Матукевич привез в Калининград, является производство сухого льда и промышленный клининг с его использованием. Совместно с аффилированными с компанией «Инок» предпринимателями фонд создал компании «Горячий лед» и «Центр промышленного клининга» для производства сухого льда и обкатки технологий чистки и инвестировал в закупку оборудования 50 тыс. евро. Олег Матукевич говорит, что такая схема работы не совсем правильная, но пришлось ее применить, потому что никто не хотел вкладываться в запуск этого направления.
Приобретенный на средства инвесторов генератор способен выпускать 250 кг сухого льда в час. При клининге используется около 200 кг льда в день. Олег Матукевич предложил местным бизнесменам на основе этой технологии создать автомобильную мойку, где можно было бы чистить внутренние детали машины сухим льдом. Запуск такого проекта с нуля обойдется в сумму около 3,5 млн рублей, которые могут окупиться, по расчетам Олега Матукевича, через 1-1,5 года. При этом чистая рентабельность продаж может быть на уровне 32 %. Однако пока желающих стартовать с таким проектом нет. «Существующим мойкам это направление не интересно — они сделали вложения, их надо отбить, — говорит Олег Матукевич. — Это может быть новичок, кто создает мойку с нуля. Но предприниматели хотят посмотреть на готовый бизнес, и если увидят, что кто-то на этом зарабатывает деньги, то начнется толкотня», — считает Олег Матукевич.
«Это первая весна, когда у нас пошли активные чистки, — говорит основатель фонда. — Первый раз три года назад мы за свой счет делали демонстрационную чистку фрагмента мостовой на площади Победы, показывали, как можно сухим льдом счищать жвачку и краску с улиц. Но журналисты написали, что мэрия сошла с ума и собирается чистить мостовые сухим льдом — с жиру бесятся», — вспоминает Олег Матукевич.
По его словам, стоимость клининговых работ измеряется нормо-часами. Цены на чистку льдом находятся на уровне окупаемости, поэтому пока клиенты не готовы ее заказывать. «Люди не понимают, что, если чистить оборудование сухим льдом, оно лучше служит, меньше простаивает, только эти затраты никто не может посчитать. Они говорят: «Узбек с тряпкой сделает это для нас за 50 рублей. А вы хотите 200. У нас нет лишних денег», — рассказывает руководитель центра «Инок». По его словам, недавно один клиент заказал чистку фасада своего кафе «Кентавр». «Для Калининграда эта технология уникальна. Здесь огромное количество краснокирпичных домов, фасады которых, кроме как сухим льдом, чистить ничем нельзя. Химия их испортит. Если мы хотим сохранить исторический облик города, то другого варианта нет», — высказывает свое мнение Олег Матукевич.
Красивая и нравится
Недавно основатель «Инока» вернулся из командировки с новой технологией бессварного производства металлических конструкций: заборов и лестничных пролетов. Опытный образец этой продукции появился в Европе в мае прошлого года. Олегу Матукевичу удалось получить права на производство станков на территории всего бывшего СССР. Предприятию, желающему производить это оборудование, необходимо вложить 350 тыс. евро. Сейчас Олег Матукевич ищет партнера, который бы согласился финансировать проект. «Предприниматели, кто бы мог производить это оборудование, говорят: «А вы нам его закажите». Они не хотят делать это сами. А фонду это не интересно: наша задача — найти людей, для которых это стало бы бизнесом. Мы будем потом тиражировать его по всей России, зарабатывая свои «три копейки», но они будут зарабатывать рубли», — говорит он.
«Это менталитет нашего бизнеса. Бизнесмены думают, что есть какой-то подвох. Если бы они видели, что я тут краду рубль, им было бы ясно, что они смогут украсть два — ну и хорошо. А когда они не понимают, зачем я это делаю, то наталкиваются на внутреннее сопротивление: как можно отдать перспективный бизнес? Тем более мы не просим денег вперед, — рассказывает Олег Матукевич. — Спрашивают: «Так почему ты сам этого не делаешь»? Да потому что это не мой бизнес. У меня должны быть десятки таких технологий, каждая из которых будет приносить мне 10 рублей. Мой бизнес — это тиражирование технологий».
Сегодня Олег Матукевич признается, что созданная им модель взаимодействия с бизнесом не вполне совершенна. «Мы не тешили себя иллюзиями, что все пойдет гладко, но, честно говоря, думали, что будет немножко попроще. Сейчас я проверяю эту модель на противоречивость с точки зрения логики, так как она наталкивается на реальность и не работает так, как хотелось бы, но она красивая и мне нравится. И мы ее отрабатываем», — говорит Олег Матукевич.
По его словам, в фонд уже обращаются предприниматели из других городов России с тем, чтобы создать там подобные организации.
«Они ждут от нас технологий, потому что не совсем готовы придумывать новое сами — это сложно», — резюмирует бизнесмен.

май 2011

Версия для печати
В закладки
Постоянная ссылка
Все материалы в хронологическом порядке




Добавить свой комментарий:

Чтобы добавлять свои комментарии, необходимо зарегистрироваться!
Опрос  
 
Как вы мотивируете свой персонал?

Регулярно индексирую зарплату
Нефинансовыми методами - медстраховка, фитнес, санатории и т.п.
Никак. В кризис не до мотивации
Всеми возможными способами - только бы работали


Результаты
Контроль голосов: нет

Сообщение с форума  
Цитата дня  
Анонс  
Почему продается ресторан "Росгартен"Кто заработал на госзаказах в 2010 году"Рослитстрой" снова воюет с соседом
Журнал зарегистрирован в Управлении Роскомнадзора по Калининградской области. Свидетельство ПИ №ТУ 39-00055 от 24.11.09.
Учредитель: Елена Перфильева
+7 (952) 791-95-51