Опыт
«Свой» среди чужих
Раздел: Опыт
06.05.2011

«Свой» среди чужих

Калининградские розничные торговцы закупают детскую одежду под калининградским брендом «Янтарная Ариэль» на оптовых складах в Москве. Почему местный производитель не желает сотрудничать с ними напрямую?

Работы не получилось
Калининградская компания «Янтарная Ариэль» производит порядка
2 млн единиц трикотажных изделий в год, и только 4-5 % этого объема реализуется в Калининградской области. Отчасти это связано со стратегией компании — ее продукция изначально ориентирована на российский рынок, однако в большей степени причина в том, что «Ариэль» не сработалась с местными розничными торговцами детским трикотажем.
«Доходит до абсурда, когда калининградские предприниматели ездят на оптовый склад в Москве и покупают там нашу продукцию оптом, чтобы затем продать в Калининграде, — говорит Олег Коваленок, директор компании «Янтарная Ариэль». — Конечно, покупать у нас напрямую дешевле. Но работы с ними не получилось. Они тут же начинают просить отсрочку платежа: «Вы ведь рядом, давайте мы возьмем у вас не всю упаковку, а немного и заплатим не сейчас, а через две недели».
«Конечно, нам проще продавать одежду любому предпринимателю из Новосибирска или из Мурманска. Ничто так не внушает доверия, как предоплата. И заморочек с ними гораздо меньше, чем с калининградскими предпринимателями», — объясняет Олег Коваленок.
Еще и шьют
Два года назад «Янтарная Ариэль» запустила в Калининграде свое розничное направление. Олег Коваленок говорит, что компания изначально не думала выходить в розницу, но в кризис решила таким образом компенсировать 15%-ное снижение числа клиентов в России. Сейчас, по его словам, это направление в Калининграде выполняет скорее представительскую функцию, чем позволяет компании хорошо зарабатывать.
«Что такое 86 «квадратов», если продается всего 8 тысяч изделий в год, при этом мы выпускаем в месяц порядка 180 тысяч изделий, — рассуждает Олег Коваленок. — Нашу продукцию здесь не знают. Приходят в магазин калининградские мамы и спрашивают: «Это польское?» — «Нет, наше калининградское». — «А что, у нас в Калининграде еще и шьют?» Это реакция месячной давности на наш товар».
Однако рекламировать розницу руководство компании не спешит. «Зачем я буду вкладывать 500 тысяч рублей в рекламу, если я лучше закуплю на эту сумму сырье, продам его на Россию и сделаю выручку? В России всегда был спрос на наш товар, всегда дефицит», — говорит Олег Коваленок.
Невысокий клиентский поток в своих магазинах он объясняет и узостью ассортимента. Продукция «Янтарной Ариэли» рассчитана на детский возраст от 0 до 12 лет, но наибольший объем в ассортименте компании занимает одежда для новорожденных. «Клиент вырос из ползунков и ушел. У нас есть планы расширить ассортимент магазинов продукцией других производителей из России: в пропорции 40 % к 60 %
в пользу других поставщиков», — говорит директор компании.
До недавнего времени у компании было три розничных магазина в Калининграде: непосредственно на фабрике, на Московском проспекте и в «Эпицентре». Однако в конце февраля этого года точку в «Эпицентре» ей пришлось закрыть. Руководство торгово-развлекательного комплекса разослало арендаторам третьего этажа письмо с требованием освободить помещения в связи с намерением сдать их в аренду под спортивные товары. «Ариэль» в обозначенные сроки свернула деятельность и была уже готова покинуть «Эпицентр», когда руководство сообщило, что собственник ТРЦ не утвердил предложенную концепцию третьего этажа и разрешил прежним арендаторам остаться. Но «Янтарная Ариэль» решила не возвращаться. «Некрасиво получилось», — комментирует руководитель компании.
Увидели льготу
Компания «Янтарная Ариэль» работает в Калининграде с 2001 года. Когда в 2000 году московские предприниматели, проанализировав возможности калининградской ОЭЗ, решили запустить здесь предприятие по производству трикотажной детской одежды, основные игроки этой отрасли были на грани выживания или вовсе закрылись. «Эта специализация была выбрана изначально. Детский ассортимент интересней, спрос на него стабильный. К тому же рынок насыщен взрослой одеждой, а вот качественного детского трикотажа не так много», — комментирует Елена Коваленок, директор по производству компании «Янтарная Ариэль».
Москвичам удалось выкупить некоторые производственные мощности к тому времени разорившихся трикотажных фабрик, привлечь к работе ценные кадры. Учредители «Янтарной Ариэли» вложились в закупку нового оборудования — сумма инвестиций составила около 4,2 млн рублей.
Российские производители трикотажа не покрывали в полной мере спроса на эту продукцию, поэтому «Янтарная Ариэль» легко сумела занять свою нишу на российском рынке. Пользуясь льготами ОЭЗ, предприятие могло предложить клиентам конкурентоспособный по цене качественный трикотаж из польского полотна. «Все предприятия в России, Польше, Белоруссии работают на индийской, узбекской, туркменской, пакистанской пряже, — объясняет Олег Коваленок. — Взять одинаковую нитку и отправить ее в Россию, в Белоруссию, в Польшу. Что мы получим: польское полотно будет отличное, белорусское — среднего качества, российское — самое худшее. Поляки поддерживают свою легкую промышленность, а в России ее загубили: нет технологий, современных производственных мощностей, культуры производства».
Экономику «Янтарной Ариэли» ее директор объясняет просто: «Пошлина на полотно составляет 10 % при ввозе. Наши льготы в том, что мы при завозе сырья не платим ни пошлину, ни НДС. Вывозим продукцию — платим только НДС. Из этих 10 % льготной пошлины на таможенные расходы уходит 5-7 %. Остается 3-5 % — это та льгота, которая по сравнению, скажем, с подмосковным Подольском у нас есть».
«Чтобы иметь льготу большего объема, нужно завозить станки, делать полотно, вязать, красить и т. д. Это громадные деньги. А что будет после 2016 года — никто не знает. Да и нет инвестора, кто бы такие деньги вложил. У нас, во всяком случае, таких денег нет», — говорит Олег Коваленок. По его словам, если закон об ОЭЗ прекратит свое существование и льготы будут отменены, производить здесь продукцию на Россию будет невыгодно.
Сейчас рентабельность производства составляет 12 %. «Тренд понижающийся. И в перспективе он не будет расти, — говорит эксперт. — Полотно за последний год подорожало на 50 %, налогов стало больше. У китайцев в легкой промышленности 5-7 % рентабельность. У нас 15 % считается очень хорошо».
Олег Коваленок считает, что в текстильной промышленности кадры решают все. На «Янтарной Ариэли» их растят с момента основания предприятия. Поэтому на вопрос о том, чей капитал участвует в компании, Олег Коваленок отвечает: «Капитал — это ведь не только деньги. Если говорить об уставном капитале, то это деньги людей из Москвы. А весь интеллектуальный, технический потенциал — это калининградские жители. И без них никто бы не сделал ничего. Поэтому сейчас на 80 % капитал фабрики калининградский».
По его словам, москвичи пытались вынести производство на основную территорию России — не получилось именно из-за отсутствия узкоспециализированных и управленческих кадров в этой сфере.
Отчасти по этой же причине руководство «Янтарной Ариэли» закрыло производственный цех в Черняховске, где предприятие просуществовало два года. Собственники не смогли найти руководителя, который бы помог фабрике справиться с кризисом. В Нестерове, где у компании тоже находятся производственные мощности, удалось найти управленца, который наладил работу предприятия.
Хотят «по подвалу»
По словам предпринимателя, вся продукция «Янтарной Ариэли» сертифицируется и соответствует ГОСТу. Олег Коваленок говорит, что только так можно конкурировать с другими производителями детского трикотажа.
«Мы как-то увидели отличную «вязанку» в Польше — решили привезти в наши магазины. Отдали на сертификацию: написано — 100%-ный хлопок, а на самом деле оказалось, что 50 % — хлопок и 50 % — акрил. А акрил при производстве разрешено использовать только в изделиях для детей с 8 лет, — рассказывает Олег Коваленок. — Мы пошли в другой магазин и увидели там акриловые свитера, спрашиваем: «Что за сырье?» Нам говорят: «Это бэби-нитка». Ну нет такого названия! Также одежду из флиса нельзя носить маленькому ребенку. А нам рассказывают, как он хорош».
Бизнесмен говорит, что особенно тяжело конкурировать с Китаем, для большого числа людей цена является определяющим фактором при выборе одежды.
«У нас как-то спросили журналисты: «Почему детские трусы «Янтарной Ариэли» стоят 40 рублей, а в супермаркете — 18». Я беру детские трусы из супермаркета и наши, складываю пополам — они неровные, у «тех» трусов нет ластовицы, что негигиенично, на заднем месте набивка краской, а это вредно, — рассказывает Олег Коваленок. — В Китае могут шить очень качественно, но могут и в подвале. Мы были на фабрике Китая качественной и «Китай-подвал». Качественное китайское и наше будет одинаковое по цене».
Сейчас, по словам директора компании, в «Янтарную Ариэль» поступает очень много заказов от предпринимателей из столицы на пошив различной одежды.
«Закрыли Черкизовский рынок — сразу чувствуется спрос на нашу продукцию. Зажимают китайское и турецкое на ввозе в Россию — звонков море. Люди, которые заказывали одежду в Китае, хотят размещать заказы у нас. Но цену хотят китайскую «по подвалу» — а это в четыре раза меньше, чем наша цена», — рассказывает Олег Коваленок. По его словам, сейчас с предложениями о сотрудничестве к компании выходят руководители крупных винно-водочных предприятий, присматривающие для себя новые ниши для бизнеса.

май 2011

Версия для печати
В закладки
Постоянная ссылка
Все материалы в хронологическом порядке




Добавить свой комментарий:

Чтобы добавлять свои комментарии, необходимо зарегистрироваться!
Опрос  
 
Как вы мотивируете свой персонал?

Регулярно индексирую зарплату
Нефинансовыми методами - медстраховка, фитнес, санатории и т.п.
Никак. В кризис не до мотивации
Всеми возможными способами - только бы работали


Результаты
Контроль голосов: нет

Сообщение с форума  
Цитата дня  
Анонс  
Почему продается ресторан "Росгартен"Кто заработал на госзаказах в 2010 году"Рослитстрой" снова воюет с соседом
Журнал зарегистрирован в Управлении Роскомнадзора по Калининградской области. Свидетельство ПИ №ТУ 39-00055 от 24.11.09.
Учредитель: Елена Перфильева
+7 (952) 791-95-51